Концептуальные представления об архитектуре в эстетике Г.В.Ф. Гегеля
Автор:
Пименова, Н. Н.
Pimenova, Natalya N.
Дата:
2024-08Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(8). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(8)Аннотация:
Исследование посвящено эстетическим воззрениям на архитектуру
классика философии Г.В.Ф. Гегеля. Основным объектом выступило издание
эстетических трудов философа под названием «Лекции по эстетике», три первые
части. В статье рассмотрены выстроенные философом триадичные системы:
ступени познания духом самого себя (искусство – религия – философия) и стадии
самопознания духа в формах искусства как соотношения идеи и формы ее воплощения
(символическая – классическая – романтическая формы искусства). Гегель называет
архитектуру «началом искусства», в то же время отделяя строительство как такую
первоначальную ступень архитектуры, которая не попадает в разряд искусства
по причине отсутствия в нем идеи как истока. Согласно эстетике Гегеля, архитектура
выступает одной из форм воплощения идеи как средства самопознания духа. С одной
стороны, философ определяет архитектуру как вид искусства, наиболее близкий
символическому искусству, в котором еще форма и идея достаточно разобщены,
а форма доминирует, поскольку и идея еще недостаточно определена. А с другой,
архитектура рассматривается Гегелем на всех трех стадиях развития искусства,
а значит, определяется как способная выйти на ступень искусства романтического,
в котором идея полноценно реализуется, доминируя над формой The study is devoted to the aesthetic views on architecture of the classic
philosopher G.V.F. Hegel. The main object was the publication of the philosopher’s aesthetic
works entitled “Lectures on Aesthetics”, the first three parts. The article examines the triadic
systems built by the philosopher: the stages of self-knowledge by the spirit (art – religion –
philosophy) and the stages of self-knowledge of the spirit in art forms as the relationship
between an idea and the form of its embodiment (symbolic – classical – romantic forms
of art). Hegel calls architecture “the beginning of art,” while at the same time separating
construction as such an initial stage of architecture that does not fall into the category of art
due to the absence of an idea as a source in it. According to Hegel’s aesthetics, architecture
is one of the forms of embodiment of an idea as a means of self-knowledge of the spirit.
And on the one hand, the philosopher defines architecture as a type of art that is closest
to symbolic art, in which form and idea are still quite separate, and form dominates, since
the idea is not yet sufficiently defined. On the other hand, architecture is considered by
Hegel at all three stages of the development of art, and therefore is defined as capable of
reaching the stage of romantic art, in which the idea is fully realized, dominating the form
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Эстетические трансформации как идейная основа советского изобразительного искусства 1917–1922 гг.
Копцева, Н. П.; Середкина, Н. Н.; Дегтяренко, К. А.; Koptseva, Natalya P.; Seredkina, Natalya N.; Degtyarenko, Kseniya A. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2023-04)Советское изобразительное искусство репрезентирует собой уникальный период в истории развития российского искусства. Большое значение для его становления и развития имели эстетико-философские воззрения второй половины ... -
Environmentalism Aesthetic Aspects: Ecology and Modern Art
Sobolev, Yuriy V.; Соболев, Ю.В. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2013-12)In the present paper the author considers the problems of ecology and modern art in the context of environmentalism aesthetics. Through nominal logical analysis, applying historic and semiotic methods to the field of an ... -
Искусство оформления массовых советских праздников (1918–1923 гг.)
Колесник, М. А.; Лещинская, Н. М.; Омелик, А. А.; Ермаков, Е. К.; Kolesnik, Maria A.; Leshchinskaia, Natalia M.; Omelik, Anna A.; Ermakov, Tikhon K. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2023-11)Становление молодого советского государства требовало активных действий, направленных на утверждение новой системы ценностей. Велась активная пропагандистская деятельность, и одной из форм её реализации было проведение массовых ... -
The National and the International in Three Works of Contemporary Chinese Artists
Sitnikova, Aleksandra A.; Ситникова, А.А. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2020-06)The article formulates and analyses a hypothesis, according to which, thanks to modern postmodern art, a single international visual language was formed in the late 20th – early 21st centuries, and previously mysterious ... -
Творчество красноярского художника Василия Слонова
Ситникова, А. А.; Жигаева, А. А.; Федорова, А. А.; Санг, Мао; Sitnikova, Alexandra A.; Zhigaeva, Anastasia A.; Fedorova, Anna A.; Sang, Mao (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2022-06)Статья представляет собой научное искусствоведческое исследование творчества красноярского художника Василия Слонова, чьи произведения демонстрировались на выставке «Соединенные штаты Сибири», где возник термин «сибирский ...