От кустарного промысла к искусству: об организации первых косторезных мастерских на Чукотке
EDN:
WBNOTOURI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153230Author:
Шульгина, О. М.
Shulgina, Olga M.
Date:
2024-07Journal Name:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(7). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(7)Abstract:
В статье рассматривается проблема перехода от косторезного промысла
к искусству и создание постоянных косторезных мастерских на территории Чукотского
полуострова. Основной тезис, который выносится на рассмотрение, касается характера
появления постоянных мастерских по обработке кости на Чукотке. Опираясь
на неопубликованные архивные источники, а также на изданные ранее труды, автор
приходит к выводу, что косторезные мастерские на Чукотке создавались в начале
1930-х гг. не спонтанно. Напротив, такому явлению предшествовал длительный
подготовительный этап, который подразумевал всестороннее предварительное изучение
и фиксацию материальной и духовной культур народов Чукотки, сбор и накопление
образцов изделий, выполненных местными чукотскими мастерами. Рассмотрение
вопроса с этого ракурса, опираясь на фактологический материал, дает возможность
наиболее объективно оценить вклад в становление и развитие чукотско-эскимосского
косторезного искусства не только искусствоведов и профессиональных художников,
но и этнографов с ведущими их институциями The article deals with the problem of transition from craftsmanship to art and the
establishing of full-year walrus ivory-carving workshops on the territory of the Chukchi
Peninsula. The main thesis of this paper is the question of the nature of the emergence of
permanent bone-carving workshops in Chukotka. Relying on unpublished archival sources,
as well as on previously published works, the author comes to the conclusion that ivory-
carving workshops in Chukotka were not created spontaneously in the early 1930s. On the
contrary, such a phenomenon was preceded by a long preparatory stage, which implied
a comprehensive preliminary study and fixation of the material and spiritual cultures of
the peoples of Chukotka, collection and accumulation of samples of items made by local
Chukchi craftsmen. Consideration of the issue from this perspective, relying on factual
material, makes it possible to assess most objectively the contribution to the formation
and development of Chukchi and Asian Eskimo walrus ivory-carving art not only by art
historians and professional artists, but also by ethnographers and their leading institutions