Понятие «региональная визуальная культура» в современной теории культуры и искусства
EDN:
SJJEGOURI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152833Автор:
Бородина, М.А.
Сергеева, Н.А.
Borodina, Mariana A.
Sergeeva, Natalia A.
Дата:
2024-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(4)Аннотация:
В данной статье представлен обзор источников, авторы которых
обращаются к исследованию визуальной культуры. Рассмотрены теоретические
взгляды на визуальную культуру таких деятелей, как Клаус Хентшель, Ренцо
Бальдассо, Герберт Баттерфильд, Уильям Джон Томас Митчел, Хэл Фостер, Лаура
Малви, Джоен Бергер, Пал Миклош, Дьерд Кепеш, Ханс Бельтинг, Готфрид Бём,
Хорст Бредекамп, Даниил Пивоваров и Владимир Жуковский. Визуальная культура
рассмотрена как сфера культуры, где идеалообразование происходит в форме создания,
сохранения и трансляции эталонов в визуальной форме, то есть в форме, состоящей
из визуальных знаков. В практической части статьи обсуждается один из актуальных
вопросов современной теории культуры и искусства – проблема определения
жанровых границ в произведении изобразительного искусства. Для анализа данной
проблематики выбраны репрезентирующие красноярскую визуальную культуру
живописные произведения, написанные на исторические сюжеты. Историческая
живопись, представляя наиболее сложные формы художественной образности, имеет
значительный репрезентативный потенциал, раскрывающий в исследовании всю
совокупность признаков конкретной региональной визуальной культуры. В качестве
теоретических оснований настоящего исследования приняты ключевые положения
эстетики Б. Кроче о значении в жанровой дифференциации не материального
статуса произведения и его внешних формальных характеристик, а содержательных
факторов, раскрывающихся умозрительно в процессе восприятия произведения,
а также ключевые положения теории М. М. Бахтина о прагматической ориентации
жанра в качестве коммуникативной культурологической и философской категории.
Методологическим основанием послужили концептуальные положения теории
художественной культуры и теории изобразительного искусства В. И. Жуковского,
Н. П. Копцевой и Д. В. Пивоварова. Эмпирическое исследование основывается
на источниковедческом анализе произведений изобразительного искусства
Красноярска XX – начала XXI веков, соотносимых с жанром исторической живописи.
Художественные образы выбранных живописных произведений проанализированы
средствами философско-искусствоведческого анализа This article provides an overview of the sources whose authors address the study
of visual culture. Theoretical views on the visual culture of such figures as Klaus Hentschel,
Renzo Baldasso, Herbert Butterfield, William John Thomas Mitchell, Hal Foster, Laura
Mulvey, Joen Berger, Pal Miklos, Gyorgy Kepes, Hans Belting, Gottfried Boehm, Horst
Bredekamp, Daniil Pivovarov and Vladimir Zhukovsky are considered. Visual culture
is considered as a sphere of culture where idealization occurs in the form of creation,
preservation and translation of standards in a visual form, that is, in a form consisting of
visual signs. In the practical part of the article, one of the topical issues of the modern
theory of culture and art is the problem of defining genre boundaries in a work of fine art.
To analyze this problem, paintings representing the Krasnoyarsk visual culture, written
on historical subjects, were selected. Historical painting, representing the most complex
forms of artistic imagery, has a significant representative potential, revealing in the study
the whole set of features of a specific regional visual culture. The theoretical foundations
of this study are the key provisions of B. Croce’s aesthetics on the importance in genre
differentiation of not the material status of the work and its external formal characteristics,
but the content factors revealed speculatively in the process of perception of the work, as
well as the key provisions of M. M. Bakhtin’s theory of the pragmatic orientation of the
genre as a communicative cultural and philosophical category. The methodological basis
was the conceptual provisions of the theory of artistic culture and the theory of fine art
by V. I. Zhukovsky, N. P. Koptseva and D. V. Pivovarov. The empirical research is based
on a source–based analysis of the works of fine art of Krasnoyarsk of the 20th – early 21st
centuries, correlated with the genre of historical painting. The artistic images of the selected
paintings are analyzed by means of philosophical and art criticism analysis
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
Материалы экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства»
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalya P. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-03)Представлены результаты экспертного семинара по проблеме формирования выпускника нового поколения в сфере культуры и искусства. Модератор семинара - Копцева Н.П. В качестве экспертов на семинаре выступают ведущие специалисты ... -
Материалы второго экспертного семинара «Формирование модели специалиста нового поколения для сферы культуры и искусства», проводимого в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение подготовки кадров высшей квалификации для сферы культуры и искусства Красноярского края» (28.09.2010)
Копцева, Н.П.; Koptseva, Natalia P. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2011-05)A series of expert seminars "Formation of the model of a new generation specialist for the field of culture and art" held within the framework of the project "Research and methodological support of the highly qualified ... -
Выставка современного искусства как тип особой художественной среды
Порчайкина, Н.В.; Porchaykina, Natalya V. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2012-05)This article, through the example of the contemporary expositions, reveals the principles of creation of the special art environment in the exhibition space. The author notices that the creation of exposition spaces becomes ... -
Особенности развития партиципаторного искусства в городе Красноярске (Российская Федерация) в начале XXI века
Колесник, М. А..; Ситникова, А. А; Сертакова, Е. А.; Замараева, Ю. С.; Ермаков, Т. К.; Kolesnik, Maria A.; Sitnikova, Alexandra A.; Sertakova, Ekaterina A.; Zamaraeva, Yulia S.; Ermakov, Tikhon K. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2022-06)В статье описана история становления партиципаторного искусства в г. Красноярске – явления достаточно нового в отечественной художественной культуре, особенно в региональном контексте. Для наиболее полного раскрытия специфики ... -
Ars total reguirit hominem. Экзистенциальные ориентиры современного отечественного искусства
Ступин, С. С.; Stupin, Sergey S. (Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет, 2023-08)В статье предпринята попытка горизонтального исследования современного художественного процесса в столице и регионах России в контексте изучения экзистенциальных ориентиров и оснований творчества активно работающих и ...