Показать сокращенную информацию

Бородина, М.А.ru_RU
Сергеева, Н.А.ru_RU
Borodina, Mariana A.en
Sergeeva, Natalia A.en
2024-04-13T02:07:40Z
2024-04-13T02:07:40Z
2024-04
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/152833
В данной статье представлен обзор источников, авторы которых обращаются к исследованию визуальной культуры. Рассмотрены теоретические взгляды на визуальную культуру таких деятелей, как Клаус Хентшель, Ренцо Бальдассо, Герберт Баттерфильд, Уильям Джон Томас Митчел, Хэл Фостер, Лаура Малви, Джоен Бергер, Пал Миклош, Дьерд Кепеш, Ханс Бельтинг, Готфрид Бём, Хорст Бредекамп, Даниил Пивоваров и Владимир Жуковский. Визуальная культура рассмотрена как сфера культуры, где идеалообразование происходит в форме создания, сохранения и трансляции эталонов в визуальной форме, то есть в форме, состоящей из визуальных знаков. В практической части статьи обсуждается один из актуальных вопросов современной теории культуры и искусства – проблема определения жанровых границ в произведении изобразительного искусства. Для анализа данной проблематики выбраны репрезентирующие красноярскую визуальную культуру живописные произведения, написанные на исторические сюжеты. Историческая живопись, представляя наиболее сложные формы художественной образности, имеет значительный репрезентативный потенциал, раскрывающий в исследовании всю совокупность признаков конкретной региональной визуальной культуры. В качестве теоретических оснований настоящего исследования приняты ключевые положения эстетики Б. Кроче о значении в жанровой дифференциации не материального статуса произведения и его внешних формальных характеристик, а содержательных факторов, раскрывающихся умозрительно в процессе восприятия произведения, а также ключевые положения теории М. М. Бахтина о прагматической ориентации жанра в качестве коммуникативной культурологической и философской категории. Методологическим основанием послужили концептуальные положения теории художественной культуры и теории изобразительного искусства В. И. Жуковского, Н. П. Копцевой и Д. В. Пивоварова. Эмпирическое исследование основывается на источниковедческом анализе произведений изобразительного искусства Красноярска XX – начала XXI веков, соотносимых с жанром исторической живописи. Художественные образы выбранных живописных произведений проанализированы средствами философско-искусствоведческого анализаru_RU
This article provides an overview of the sources whose authors address the study of visual culture. Theoretical views on the visual culture of such figures as Klaus Hentschel, Renzo Baldasso, Herbert Butterfield, William John Thomas Mitchell, Hal Foster, Laura Mulvey, Joen Berger, Pal Miklos, Gyorgy Kepes, Hans Belting, Gottfried Boehm, Horst Bredekamp, Daniil Pivovarov and Vladimir Zhukovsky are considered. Visual culture is considered as a sphere of culture where idealization occurs in the form of creation, preservation and translation of standards in a visual form, that is, in a form consisting of visual signs. In the practical part of the article, one of the topical issues of the modern theory of culture and art is the problem of defining genre boundaries in a work of fine art. To analyze this problem, paintings representing the Krasnoyarsk visual culture, written on historical subjects, were selected. Historical painting, representing the most complex forms of artistic imagery, has a significant representative potential, revealing in the study the whole set of features of a specific regional visual culture. The theoretical foundations of this study are the key provisions of B. Croce’s aesthetics on the importance in genre differentiation of not the material status of the work and its external formal characteristics, but the content factors revealed speculatively in the process of perception of the work, as well as the key provisions of M. M. Bakhtin’s theory of the pragmatic orientation of the genre as a communicative cultural and philosophical category. The methodological basis was the conceptual provisions of the theory of artistic culture and the theory of fine art by V. I. Zhukovsky, N. P. Koptseva and D. V. Pivovarov. The empirical research is based on a source–based analysis of the works of fine art of Krasnoyarsk of the 20th – early 21st centuries, correlated with the genre of historical painting. The artistic images of the selected paintings are analyzed by means of philosophical and art criticism analysisen
ruru_RU
Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университетen
визуальная культураru_RU
визуальный образru_RU
теория искусства и культурыru_RU
жанры изобразительного искусстваru_RU
исторические сюжетыru_RU
живопись Красноярскаru_RU
visual cultureen
visual imageen
theory of art and cultureen
genres of fine arten
historical subjectsen
Krasnoyarsk pictorial arten
Понятие «региональная визуальная культура» в современной теории культуры и искусстваru_RU
The Concept of «Regional Visual Culture» in the Modern Theory of Culture and Arten
Journal Articleru_RU
Бородина, М.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Сергеева, Н.А. : Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярскru_RU
Borodina, Mariana A.: Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; maryana-borodina@yandex.ru; ORCID: 0009-0003-1885-6798en
Sergeeva, Natalia A. : Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation; nasergeeva@sfu-kras.ru; ORCID: 0000-0002-5896-6401en
737–750ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(4)en
SJJEGO


Файлы в этом документе

Thumbnail
Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию