Формирование поведения одомашниваемых лосей (Alces alces L., 1758) до двух лет жизни
Author:
Ситникова, О. Н.
Зайцев, В. А.
Сиротина, М. В.
Sitnikova, Olga N.
Zaitsev, Vitaliy A.
Sirotina, Marina V.
Date:
2024-03Journal Name:
Журнал сибирского федерального университета. 2024 17(1). Journal of Siberian Federal University. Biology 2024 17(1)Abstract:
Изучение онтогенеза поведения лося при полувольном содержании позволяет
восполнить недостающие сведения по интересующим исследователей и лосеводов проблемам,
определить возможность управления группировкой лосей на фермах. Цель сообщения
заключается в характеристике развития активностей поведения: пищевого, оборонительного,
социального у лосят до двух лет жизни, содержащихся без матерей, на Костромской лосеферме.
Мы сравниваем также поведение фермерских лосей с поведением лосей в природе. Методика
включала визуальные наблюдения с фото- и видеосъемкой, хронометраж действий лосей, обработку
данных в программах Statistica, NextQGIS, MapInfo. Все активности поведения развиваются вместе с координацией движения, проявляясь вначале в качестве врожденных имитационных
и своеобразных переадресованных реакций с дальнейшим замещением, расширением или
ограничением их функций, формируя соответствующие паттерны. Основной паттерн пищевого
поведения – «жвачка»– развивался параллельно с сосанием и полностью формировался к двум
месяцам жизни лосят. Становление паттернов других активностей растягивается от 2–2,5 месяцев
до двух и более лет (социального, сексуального поведения). Меняется соотношение паттернов
оборонительного поведения. Социальная интеграция на основе инстинктов, импринтинга
конспецификов, а также лосевода начинается с первых часов жизни. Лосят от разных лосих
содержат в общей большой группе. Они выявляют привязанность друг к другу по родственным,
дружеским отношениям, индивидуальным предпочтениям. Наиболее устойчивы подгруппы
родственников, которые аналогичны группам лосят- родственников с лосихами в дикой природе.
Игровая иерархия развивалась с первых месяцев жизни и привела к устойчивому порядку рангов
в общей группе, постепенно распавшейся к 1,5 годам жизни лосят. Тем не менее лоси поддерживали
дистантные ассоциации с синхронностью поведения. К двум годам жизни социальная организации
лосей на ферме приобретала все больше свойств дикой популяции The study of the moose behavior ontogeny under semi-free-range conditions makes it possible
to fill in the missing information on the issues of interest for researchers and moose breeders and to
estimate the possibility of managing the grouping of moose in farms. The purpose of the present study
was to characterize the development of behaviors – feeding, defensive, and social ones – in moose calves
up to two years of age, kept without mothers, in the Kostroma Moose Farm. In addition, the behavior
of farm moose was compared with the behavior of the moose in the wild. The methods included visual
observations with photo and video recording, timing of moose actions, and data processing in Statistica,
NextQGIS, and MapInfo programs. All behaviors of moose calves developed together with the coordination
of movements, initially in the form of innate imitative reactions with further substitution, expansion
of functions, and arrangement into patterns. The main pattern of feeding behavior – “rumination” –
developed in parallel with the sucking and was fully formed in moose calves by the age of two months.
The formation of other behavioral patterns (social, sexual behaviors) lasted from 2–2.5 months to two
or more years. The ratio of defensive behavioral patterns changed with age. Social integration based
on instincts and imprinting of conspecifics and the moose breeder started from the first hours of life. Moose calves from different mothers were kept in a common large group. Animals showed affection to
each other based on kindred, friendship, and individual preferences. The most stable subgroups were
those of blood relatives, which were similar to groups of moose calves with mothers in the wild. The
play hierarchy developed from the first months of life and led to a stable ranking in the general group,
which gradually disintegrated by the age of 1.5 years. Moose, however, maintained distant associations
with synchronous behavior. By the age of two years, the properties of the social organization of the
moose in the farm had approached those of a wild population
Collections:
Metadata:
Show full item recordRelated items
Showing items related by title, author, creator and subject.
-
Модель поведения гранулярного ВТСП во внешнем магнитном поле: температурная эволюция гистерезиса магнитосопротивления / Model of the Behavior of a Granular HTS in an External Magnetic Field: Temperature Evolution of the Magnetoresistance Hysteresis
Semenov, S. V.; Balaev, D. A. (2020-07)Модель, описывающая поведение магнитосопротивления R(H) гранулярного высокотемпературного сверхпроводника (ВТСП), развиваемая в последнее десятилетие, даёт объяснение достаточно необычному виду и таким особенностям ... -
Психология отклоняющегося поведения. Теоретические подходы к профилактике экстремистского поведения в условиях образования
Сибирский федеральный университет; Рычкова, Марина Викторовна; Федоренко, Елена Юрьевна (СФУ, Красноярск, 2012)В учебно-методическом пособии представлен авторский подход, основанный на многолетних исследованиях в области отклоняющегося поведения, в том числе экстремистского. Раскрываются социально- психологические причины ... -
Conflict-Generating Factors of Corrupt Behavior
Krasnousov, Sergey D.; Красноусов, С.Д. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2014-04)The paper examines factors contributing to development and revealing of conflict, provoking people to aggravation of contradictions, resulting in corrupt behavior in the private sector. The main conflictgenerating factor, ... -
Defensive Mechanisms of Behavior and Conceptual Sets in Socio-Psychological Adaptation of Children with Intellectual Disabilities
Chereneva, Elena A.; Черенёва, Е.А. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2013-09)The article is concerned with one of the urgent issues of special psychology and pedagogy, i.e. psychological defense mechanisms and conceptual attitude of schoolchildren with intellectual disabilities as a factor in ... -
Parental Values and Behavior: Intercountry Analysis
Zelikova, Yuliya A.; Зеликова, Ю. А. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2014-01)The paper analyses the influence of parental individual values which correspond precisely to theory of modernization of Ronald Inglehart and are observed as materialistic and post-materialistic, as family values and ...