Показать сокращенную информацию
On the Structural - Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical - Written Art
Автор | Parfentjev, Nikolaj P. | |
Автор | Parfentjeva, Natalya V. | |
Автор | Н.П. Парфентьев | ru |
Автор | Н.В.Парфентьева | ru |
Дата внесения | 2008-11-03T08:11:52Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2008-11-03T08:11:52Z | |
Дата публикации | 2008-09 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/798 | |
Аннотация | Developing a method of researching the general and individual creative principles of masters of various regional schools in Ancient-Russian musical – written art is of great importance. The authors of this paper present a structural method of researching Ancient-Russian chants which: reveals the formula structure of the chants; reconstructs missing tracings or divorces of formula on written sources; gives a formula-by-formula synchronous comparison of singsongs (“raspevs”) of different lists and authors (since that the same formula can be written down in many different ways), as tracings, or as the simple signs forming divorces, simplifying the melodic maintenance of formulae; decodes and analyzes the formula -intonation maintenance of church chanting; reveals the basis of figurative-semantic connections of the hymnography text and singsong “raspev”. The creative principles of ancient Russian composers, embodied in their chants, are revealed through the structural-formula method. Numerous religious chants, including the best scale cycles of the most outstanding masters, are deciphered and analyzed. Receptions of revealing of compound neumes and formulae (named “popevka”, “litso”, “fita”) in ancient chants, definitions of regional and author’s features of their divorces and drawing up of summary information tables are developed. This enables research to be done on the chants of the best masters (Theodor Krestjanin, Varlaam Rogov, Ivan Lukoshkov, Loggin Shishelov, etc.), of the theory of ancient Russian musical-written art. This field of comparative research on the diverse creative processes in art promotes a deeper understanding of these processes and corresponds to a modern level of developing a science. | en |
Аннотация | Одной из фундаментальных проблем искусствознания является разработка метода проведения комплексного исследования общих и индивидуальных принципов творчества мастеров различных региональных школ в древнерусском музыкально-письменном искусстве. Предложенный авторами проекта структурно-формульный метод исследования древнерусских музыкальных произведений предполагает: выявление формульной структуры распевов; реконструкцию недостающих начертаний или разводов формул по письменным источникам; поформульное синхронное сопоставление распевов разных списков и авторов с учетом того, что одна и та же формула может быть записана либо начертаниями, либо в виде простых знамен, образующих разводы, проясняющие мелодическое содержание формул; расшифровку и анализ формульно-интонационного содержания песнопения, выявление на этой основе образно-смысловых связей гимнографического текста и распева. Благодаря использованию структурно-формульного метода выявлены творческие принципы древнерусских распевщиков, воплотившиеся в их произведениях. Расшифрованы и проанализированы многочисленные песнопения, включая масштабные циклы, являющиеся вершиной творчества наиболее видных мастеров. Разработаны приемы выявления сложных знамен и невмоформул (попевок, лиц, фит) в древних музыкальных произведениях, определения региональных и авторских особенностей их разводов и составления сводных информационных таблиц. Это дало возможность исследования произведений, созданных выдающимися мастерами (Федором Крестьянином, Варлаамом Роговым, Иваном Лукошковым, Логгином Шишеловым и др.), с точки зрения их информативности в области теории древнерусского музыкально-письменного искусства. Метод позволил также решение и многих более частных проблем. Предлагаемые подходы в области сравнительных исследований многообразных творческих процессов в искусстве способствуют более глубокому пониманию данных процессов и соответствуют современному уровню развития науки. | ru |
Размер | 380988 bytes | |
MIME | application/pdf | |
Язык | en | en |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University | en |
Является частью серии | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences | en |
Является частью серии | 2008 1 (3) | en |
Тема | chants of ancient Russian music | en |
Тема | author’s creativity | en |
Тема | formula variation | en |
Тема | formula-by-formula methods of analyses and decoding | en |
Тема | произведения древнерусской музыки | ru |
Тема | авторское творчество | ru |
Тема | вариантность формул | ru |
Тема | поформульный метод анализа и расшифровки | ru |
Название | On the Structural - Formula Method of Researching Ancient Russian Chants as Musical - Written Art | en |
Альтернативное название | О структурно-формульном методе исследования произведений древнерусского музыкально-письменного искусства | ru |
Тип | Journal Article | |
Тип | Published Journal Article | |
Контакты автора | Nikolaj P.Parfentjev, Natalya V.Parfentjeva: South-Ural State University, 76 Lenin’s pr., Chelyabinsk, 454080 Russia, e-mail: gum@susu.ac.ru | |
Контакты автора | Н.П. Парфентьев, Н.В.Парфентьева Южно-Уральский государственный университет 454080 Россия, Челябинск, ул. Ленина, д. 76 | ru |
Страницы | 385-390 | |
sfu.metadata.dc.x-file | http://elib.sfu-kras.ru:8080/bitstream/2311/798/3/10_Parfentiev.pdf |