Методы нравственного воспитания в разных программах образования дошкольников
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/3127Автор:
Смирнова, Е.О.
Smirnova, Elena O.
Дата:
2012-12Аннотация:
New various approaches to pre-school moral education are analyzed in the article. Urgency and
complexity of this task and inadequacy of traditional methods based on moral standards and rules
of behaviour acquisition, encouragement and reproach, higher self-appraisal, etc. are dwelt upon.
The idea of L.S. Vygotsky who emphasizes that moral education cant be based on laws and rules
of behavior are also viewed upon. It is proved that moral education is inseparably connected with
the development of interpersonal relations with the peers. Age-related dynamics of relationships to
a peer at preschool age (from 3 to 7) is described. A special attention is given to problem forms of
interpersonal relationships (aggressiveness, demonstrativity, shyness, etc.). In the final part of the
article principles and stages of moral education focused neither on explanations, nor on positive
examples display but on the development of spontaneous interrelations between children, perception
of a peer not as an opponent or rival but as a partner are presented. В статье анализируются разные походы к нравственному воспитанию дошкольников. Показана
актуальность и сложность данной задачи и неадекватность традиционных методов, которые
основаны на усвоении моральных норм и правил поведения, на поощрении и порицании, на
повышении самооценки и пр. Специально рассматривается позиция Л.С. Выготского, который
показывает, что нравственное воспитание не может быть основано на законах и на правилах
поведения. Доказывается, что нравственное воспитание неразрывно связано с развитием
межличностных отношений со сверстниками. Рассматривается возрастная динамика
отношения к сверстнику в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет). Особое внимание уделяется
проблемным формам межличностных отношений (агрессивности, демонстративности,
застенчивости и пр.) В последней части статьи представлены принципы и этапы программы
нравственного воспитания, которая направлена не на объяснения, не на демонстрацию
положительных примеров, а на развитие непосредственных взаимоотношений между детьми,
на восприятие сверстника не как противника и конкурента, а как партнёра.