Реструктуризация энергетического сектора и социальное распределение в переходных экономиках Восточной Германии и Польши
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2257Автор:
Григориадис, Т.Н.
Grigoriadis, Theocharis N.
Дата:
2011-03Аннотация:
В статье анализируются политические и экономические аспекты реструктуризации
энергетического сектора в Восточной Германии и Польше с точки зрения социального
распределения. Ее цель двояка: с одной стороны, она обеспечивает аналитическую дихотомию
между регулирующей и процедурной реструктуризацией, с другой - между горизонтальной
и иерархической. Таким образом, можно объяснить различные пути реформирования
энергетических отраслей Восточной Германии и Польши. Замена центрального и законного
правительства Тройхандом в Восточной Германии, а также центральная координирующая
роль правительства в случае Польши являются ключевыми показателями этих концептуальных
отличий. Постсоциалистические энергетические компании рассматриваются как механизмы
социального распределения, реструктуризация которых определяется минимумом
общественной собственности. Вопреки Тройханду, который стал институциональной основой
для передачи энергетического сектора бывшей ГДР на множество дочерних западногерманских
корпораций, польское министерство приватизации предпочло поддерживать экономическую
справедливость, а не разрешить проведение полной приватизации в энергетической отрасли
страны. Кажется, частные организации или государственные институты, которые связаны
с корпоративными интересами, имеют меньше стимулов для сохранения этого минимума
общественной собственности, чем центральное правительство. В энергетических секторах
переходных экономик, сохранение минимума общественной собственности, а не полная
приватизация является необходимым условием социального распределения. This article analyzes the politicаl economy of energy restructuring in East Germany and Poland from
the perspective of social distribution. Its purpose is two-fold: on the one hand, it provides analytical
dichotomies between regulatory vs. procedural and horizontal vs. hierarchical restructuring to
explain the different paths in the liberal transformation of the energy industry in East Germany and
Poland. The substitution of a central and legitimate government by Treuhand in the East German
case as well as the central coordinating role of the government in the Polish case constitute the key
indicators for these conceptual distinctions. On the other hand, post-socialist energy firms are treated
as social distribution mechanisms, whose restructuring is defined by a public ownership minimum.
Contrary to Treuhand, which functioned as an institutional sponsor for an ethnically-driven transfer
of the East German energy sector to a set of subsidiaries of West German corporations, the Polish
Ministry of Privatization preferred to adopt the equity constraint rather than regulate its energy policy
preferences through the private sector. Private organizations or semi-legitimate public agencies
captured by corporate interests have no incentive to maintain the public ownership minimum as
the central government can. The existence of distributive energy firms implies distributive energy
bureaucracies; the preservation of a public ownership minimum rather than inter-elite privatization
contracts is a prerequisite for energy-driven distribution in post-socialism.