Советская анимация 1924–1929 гг. как средство репрезентации культурных нарративов периода
Автор:
Копцева, М. С.
Зотов, С. О.
Koptseva, Maria S.
Zotov, Stepan O.
Дата:
2025-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(2). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(2)Аннотация:
Советская анимация в период с 1924 по 1929 годы стала важной
частью культурного ландшафта того времени, отражая значительные изменения
в общественной и политической жизни страны. Цель данной статьи – провести
анализ анимационных фильмов указанного периода с использованием метода
тематического моделирования (topic modelling), чтобы выявить их соответствие
ключевым культурным нарративам и идеологическим тенденциям данного времени.
В качестве источника культурных нарративов выбран журнал «Советское искусство»,
издававшийся в период с 1924 по 1928 год. Для анализа были отобраны анимационные
фильмы, созданные в этот же период, такие как «Самоедский мальчик», «Сенька-
африканец», «Межпланетная революция», «Советские игрушки», «Китай в огне»,
«Приключения китайчат», «Почта», «Каток». Результаты исследования показали,
что эти мультфильмы отражают основные идеологические и культурные концепты,
продвигаемые в искусстве и культуре того времени Soviet animation between 1924 and 1929 became an important part of the cultural
landscape of the period, reflecting significant changes in the social and political life of the
country. The aim of this article is to analyze animated films from this period using topic
modeling to assess their alignment with key cultural narratives and ideological trends
of the time. For this purpose, the journal “Sovetskoe iskusstvo” (Soviet Art), published
between 1924 and 1928, was chosen as a source of cultural narratives. The selected films
for analysis include “Samoyed Boy”, “Senka the African”, “Interplanetary Revolution”,
“Soviet Toys”, “China in Flames”, “The Post”, “The Adventures of the Chinese Children”,
and “The Ice Rink”. The study results demonstrate that these films reflect core ideological
and cultural concepts promoted in the art and culture of the era, revealing the ways in which
animation was used to visualize and communicate the values of the new Soviet society