Сценарии карантина: отражение нетривиального жизненного опыта в языке и дискурсе
Автор:
Белецкий, С. Б.
Сошников, Д. В.
Beletskiy, Stanislav B.
Soshnikov, Dmitriy V.
Дата:
2025-01Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки 2025 18 (1). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2025 18(1)Аннотация:
В данном исследовании рассматриваются процессы семиозиса
пандемийного дискурса на материале корпуса-коллекции
интервью студентов
о жизни в условиях самоизоляции весной 2020 г. Предлагается модель формализации
нетривиального опыта жизни в условиях карантина и самоизоляции через анализ
коммуникативных практик его трансляции и макроединиц пандемийного дискурса:
узловых точек и семиотических сценариев, отражающих содержание лингвокультурной
модели КАРАНТИН. Анализ актантно-темпоральной
структуры событий, в которых
встречается лексема КАРАНТИН, позволяет представить стоящий за ней концепт
в виде двоичной кластерной сценарной лингвокультурной модели. Модель отражает
две стратегии вербализации опыта проживания карантина: А) отношение к карантину
как к новой нормальности и ориентация на интеграцию его в свой жизненный
уклад; Б) отношение к карантину как к испытанию и ориентация на преодоление
сложностей. Нейросетевой анализ корпусов текстов доковидной эпохи и корпуса
интервью свидетельствует о том, что модель А является типичной для русской
лингвокультуры и встречается в бытовых рассказах без кульминации, в то время
как модель Б выступает ее маркированным оппозитом и встречается в рассказах,
имеющих нарративную основу The purpose of this study is to describe the processes of meaning-making of the pandemic discourse based on the material of the corpus-collection of interviews with students about life in self-isolation in the spring of 2020. We develop a model for formalizing the non-trivial experience of life in quarantine and self-isolation through the analysis of communicative practices of its translation and macrounits of pandemic discourse: nodal points and semiotic scenarios reflecting the content of the linguocultural model QUARANTINE. The analysis of the actant-temporal structure of the events in which the QUARANTINE lexeme occurs allows us to present the concept behind it in the form of a binary cluster scenario linguocultural model. The model reflects two strategies for verbalizing the experience of living in quarantine: A) treating quarantine as a new normal and focusing on integrating it into one’s way of life; B) Treating quarantine as a test and focusing on overcoming difficulties. Neural network analysis of the corpora of texts of the pre-COVID era and the corpus of interviews indicates that model A is typical for Russian linguistic culture and is found in everyday stories without a climax, while model B acts as its labeled opposition and is found in stories that have a narrative structure