Показать сокращенную информацию

Белецкий, С. Б.ru_RU
Сошников, Д. В.ru_RU
Beletskiy, Stanislav B.en
Soshnikov, Dmitriy V.en
2025-01-30T04:36:22Z
2025-01-30T04:36:22Z
2025-01
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/154381
В данном исследовании рассматриваются процессы семиозиса пандемийного дискурса на материале корпуса-коллекции интервью студентов о жизни в условиях самоизоляции весной 2020 г. Предлагается модель формализации нетривиального опыта жизни в условиях карантина и самоизоляции через анализ коммуникативных практик его трансляции и макроединиц пандемийного дискурса: узловых точек и семиотических сценариев, отражающих содержание лингвокультурной модели КАРАНТИН. Анализ актантно-темпоральной структуры событий, в которых встречается лексема КАРАНТИН, позволяет представить стоящий за ней концепт в виде двоичной кластерной сценарной лингвокультурной модели. Модель отражает две стратегии вербализации опыта проживания карантина: А) отношение к карантину как к новой нормальности и ориентация на интеграцию его в свой жизненный уклад; Б) отношение к карантину как к испытанию и ориентация на преодоление сложностей. Нейросетевой анализ корпусов текстов доковидной эпохи и корпуса интервью свидетельствует о том, что модель А является типичной для русской лингвокультуры и встречается в бытовых рассказах без кульминации, в то время как модель Б выступает ее маркированным оппозитом и встречается в рассказах, имеющих нарративную основуru_RU
The purpose of this study is to describe the processes of meaning-making of the pandemic discourse based on the material of the corpus-collection of interviews with students about life in self-isolation in the spring of 2020. We develop a model for formalizing the non-trivial experience of life in quarantine and self-isolation through the analysis of communicative practices of its translation and macrounits of pandemic discourse: nodal points and semiotic scenarios reflecting the content of the linguocultural model QUARANTINE. The analysis of the actant-temporal structure of the events in which the QUARANTINE lexeme occurs allows us to present the concept behind it in the form of a binary cluster scenario linguocultural model. The model reflects two strategies for verbalizing the experience of living in quarantine: A) treating quarantine as a new normal and focusing on integrating it into one’s way of life; B) Treating quarantine as a test and focusing on overcoming difficulties. Neural network analysis of the corpora of texts of the pre-COVID era and the corpus of interviews indicates that model A is typical for Russian linguistic culture and is found in everyday stories without a climax, while model B acts as its labeled opposition and is found in stories that have a narrative structureen
ruru_RU
Siberian Federal University. Сибирский федеральный университетen
карантинru_RU
метафораru_RU
репрезентацияru_RU
лингвокультурная модельru_RU
пандемия, COVID‑19ru_RU
quarantineen
metaphoren
representationen
linguocultural modelen
pandemicen
COVID‑19en
Сценарии карантина: отражение нетривиального жизненного опыта в языке и дискурсеru_RU
Quarantine Scenarios: Reflection of Non-Trivial Life Experience in Language and Discourseen
Journal Articleru_RU
Белецкий, С. Б.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Российская Федерация, Москваru_RU
Сошников, Д. В.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Российская Федерация, Москва; Московский авиационный институт Российская Федерация, Москваru_RU
Beletskiy, Stanislav B.: National Research University Higher School of Economics Moscow, Russian Federation; stas.beletskiy@gmail.comen
Soshnikov, Dmitriy V.: National Research University Higher School of Economics Moscow, Russian Federation; Moscow Aviation Institute Moscow, Russian Federation; dmitri@soshnikov.comen
119–131ru_RU
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки 2025 18 (1). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2025 18(1)en
PCZGGN


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию