Теоретические основания и содержание УМК «Психология» для обеспечения развития личностного потенциала студентов непсихологических направлений подготовки
Автор:
Волкова, О. В.
Юдина, Ю. Г.
Ростовцева, М. В.
Volkova, Olesya V.
Yudina, Yuliya G.
Rostovtseva, Marina V.
Дата:
2024-11Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(11). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(11)Аннотация:
Цель работы связана с поиском теоретических оснований
и определением содержания УМК «Психология» для обеспечения развития
студентов непсихологических направлений подготовки в контексте подготовки
высококвалифицированных кадров под потребности рынка труда, в контексте
формирования национальной идентичности и обеспечения единства поколений
на культурном и ценностном уровне, обеспечения технологического лидерства
и суверенитета страны.
Методология работы основана на использовании системно-деятельностного подхода
для развития универсальных компетенций студентов; компетентностного подхода для
обеспечения применения студентами приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни; обеспечении индивидуального прогресса
студентов в образовательном процессе.
Результаты работы показали, что в образовательном пространстве вуза имеется
недостаточная разработанность учебно- методических комплектов, в процессе
реализации которых на практике студенты могли бы развивать у себя планирование,
построение стратегии и тактики своего действия, развивать универсальные
компетенции, необходимые для осознания и самоопределения студентов в разных
видах деятельности и на разном материале. Результаты работы могут применяться
в образовательных организациях для разработки УМК «Психология» для студентов
непсихологических направлений подготовки.
Мы полагаем, что основным критерием организации развивающей среды в юношеском
возрасте является субъектная позиция участников в пространстве проб, имеющем
рамочный характер, сочетание разных видов деятельности, организованных командой
взрослых – профессионалов совместно с молодежью в проблемно-рефлексивном,
системно- деятельностном, возрастных подходах и самоопределении в них.
Современные образовательные программы профессионального высшего образования
нацелены в большинстве своем исключительно на передачу знаний, умений и навыков,
даже в рамках провозглашаемого компетентностного подхода в высшем образовании The purpose of the work is related to the search for theoretical foundations
and determination of the content of the teaching materials “Psychology” to ensure the
development of the personal potential of students in non-psychological areas of training.
The work methodology is based on the use of a system-activity approach that ensures the
development of students’ universal competencies. The results of the work showed that in
the educational space of the university there is insufficient development of educational
and methodological kits, on the basis of which students could develop planning, building
strategies and tactics for their actions in different types of activities and on different materials.
We believe that the main criterion for organizing a developmental environment – combination
of different types of activities organized by a team of adult professionals together with
youth in problem-reflexive, system-activity, age-related approaches and self-determination
in them