Инновационный потенциал преподавателя современного университета в условиях цифровой трансформации образования
Автор:
Артюхова, Т. Ю.
Федорова, Е. П.
Ростовцева, М. В.
Козырева, О. А.
Бенькова, О. А.
Artyukhova, Tatyana Yu.
Fedorova, Elena P.
Rostovtseva, Marina V.
Kozyreva, Olga A.Olga A.
Benkova, Oksana A.
Дата:
2024-11Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки 2024 17 (11). Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2024 17(11)Аннотация:
Внедрение инноваций в какую-либо сферу жизнедеятельности без
конкретного человека невозможно. Цель данной статьи – рассмотреть инновационный
потенциал личности преподавателя университета как необходимое качество в условиях
цифровой трансформации образования. На основании системно-антропологического,
деятельностного и субъектно-деятельностного
подходов выделены психологические
компоненты инновационного потенциала личности. В работе уточнены составляющие
компоненты инновационного потенциала личности; представлен сравнительный
анализ результатов эмпирического исследования.
Сравнительный анализ полученных данных показал значительные различия по шкале
«Готовность к переменам», где обнаружены достоверные различия между группами
молодых преподавателей и преподавателей со стажем (р ≤ 0,004). У молодых
преподавателей, активно вовлеченных в исследовательскую, проектную деятельность,
показатели инициативности, деятельности, требующей инновативности и общего
уровня психологической готовности к инновационной деятельности, превышают
данные показатели у преподавателей-стажистов.
Отмечена тенденция к различию
в двух исследуемых группах и по признаку «готовность к переменам» (р = 0,066).
В условиях цифровой трансформации образования данные результаты важны для
осмысления организации образовательного процесса и осознания важной роли как
молодых преподавателей, так и преподавателей c большим стажем работы It is impossible to introduce innovations into any sphere of life without a specific person. The purpose of the article is to consider the innovative potential of a university teacher’s personality as a necessary quality in the context of digital transformation of education. Based on the system-anthropological, activity-based and subject-activity approaches, the psychological components of the innovative potential of the individual are highlighted. The paper clarifies the components of the innovative potential of a personality; presents a comparative analysis of the empirical study results. A comparative analysis of the data obtained showed significant differences on the “Readiness for Change” scale, where significant differences were found between groups of young teachers and teachers with experience (p ≤ 0.004). Among young teachers who are actively involved in research and project activities, the indicators of initiative, activities requiring innovativeness and the general level of psychological readiness for innovation exceed these indicators for trainee teachers. There was a tendency to differ in the two study groups and on the basis of “Readiness for Change” (p = 0.066). In the context of the digital transformation of education, these results are important for understanding the organization of the educational process and realizing the important role of both young teachers and teachers with long work experience