Междисциплинарные проекты как средство формирования комплексных компетенций студентов в кластере дисциплин
Автор:
Баженова, И. В.
Клунникова, М. М.
Пак, Н. И.
Bazhenova, Irina V.
Klunnikova, Margarita M.
Pak, Nikolay I.
Дата:
2024-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(2). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(2)Аннотация:
Формирование современных компетенций будущих специалистов в рамках
одной дисциплины затруднено. В этой связи представляет интерес обоснование
организационно-методических условий использования междисциплинарных
учебно-научных проектов в учебном процессе. Для формирования вычислительного
мышления и функциональной грамотности студентов целесообразно их привлекать
к выполнению междисциплинарных проектов в кластере дисциплин. Результативность
и качество учебной деятельности обучаемых в процессе их работы над проектом
зависит от его целевых установок и учебной среды. В работе обоснованы критерии
составления учебно- научных проектов, описаны электронные курсы для их
поддержки. Рассмотрены примеры выполнения студентами проектов в условиях
кластера дисциплин «Программирование – Численные методы – Информационные
технологии в образовании». Основным требованием к результативному выполнению
проекта является разработка обучающего средства в виде программного приложения
(Программирование) по одному из разделов вычислительной математики (Численные
методы) с помощью информационных технологий, включая элементы искусственного
интеллекта и больших данных (ИТ в образовании). Материалы статьи полезны для
преподавателей, а также для организаторов учебного процесса университетов The formation of modern competencies of future specialists within the framework
of one discipline is difficult. In this regard, it is of interest to substantiate the organizational
and methodological conditions for the use of interdisciplinary educational and scientific
projects in the educational process. For the formation of computational thinking and
functional literacy of students, it is advisable to involve them in the implementation of
interdisciplinary projects in a cluster of disciplines. The effectiveness and quality of the
training activities of the trainees, in the process of their work on the project, depends on
its target settings and the learning environment. The paper substantiates the criteria for the
preparation of educational and scientific projects, describes electronic courses to support
them. Examples of students’ projects in the cluster of disciplines “Programming – Numerical
methods – Information technologies in education” are considered. The main requirement
for the effective implementation of the project is the development of a training tool in the
form of a software application (Programming) for one of the sections of computational
mathematics (Numerical methods) using information technology, including elements of
artificial intelligence and big data (IT in education). The materials of the article are useful
for teachers, as well as for the organizers of the educational process of universities