Коррекция двигательных нарушений детей в процессе адаптивной физической культуры
Автор:
Голикова, Е. М.
Картавцева, А. И.
Шеворакова, Ю. Г.
Миногина, Е. В.
Golikova, Elena M.
Kartavtseva, Anna I.
Shevorakova, Yulya G.
Minogina, Elena V.
Дата:
2024-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(2). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(2)Аннотация:
Цель исследования – выявить особенности двигательных нарушений
детей 7–8 лет с отклонениями в состоянии здоровья и с учетом полученных данных
разработать программу коррекции, обеспечивающую качественные и количественные
изменения исследуемых характеристик. В работе были применены методы
теоретического анализа, анкетирование, тестирование статокинетической устойчивости
и физической подготовленности, медико-биологическое тестирование. В первой
части экспериментальной работы подобраны и апробированы тестовые задания,
обеспечивающие доступность и надежность программно-диагностической системы
коррекции двигательных нарушений детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Обоснована необходимость поиска аргументов коррекции двигательных нарушений
детей 7–8 лет с патологией опорно-двигательного аппарата.
Во второй части эксперимента проведена поэтапная работа, которая позволила
внедрить актуальные средства и методы коррекции двигательных нарушений,
наиболее значимые для каждой группы. В процессе занятий у детей проявлялась
заинтересованность к двигательной активности, самостоятельному выполнению
физического упражнения.
Исследование показало положительную динамику статокинетической устойчивости
у детей с патологией опорно-двигательного аппарата (ДЦП и др.) (статическое
равновесие – 7 %, динамическое равновесие – 30 %), с синдромом Дауна (статическое
равновесие – 15 %, динамическое равновесие – 34 %). Анкетирование родителей (42
чел.) показало, что дети стали проявлять больше активности и самостоятельности.
Разработанные программы продемонстрировали достаточный уровень эффективности
и могут применяться специалистами в области физической культуры, в работе
с детьми с отклонениями в состоянии здоровья The research aim is to study the peculiarities of the movement disorders among
the 7–8-year-old children with health status deviations and to create the correction program
with the taken into consideration data acquired. The program is to provide changes within
quantitative and qualitative characteristics of the phenomenon under study. The following
methods were used: theoretical analysis, survey, static and kinetic stability testing, physical
condition testing, medico-biological testing. The first part of the experimental work is devoted
to the creation and approbation of the test assignments which would provide an available and
reliable program-diagnostic correction system for the movement disorders of children with
health deviations. The necessity of the search for the arguments in the movement disorders
correction among the 7–8-year-old children with health status deviations is substantiated.
The second part of the experiment included step- by-step work allowing to implement
most important for each group current means and methods of the movement disorders
correction. In the process of training the children showed interest in movement activity
and the physical performance itself. The research results showed positive dynamics of
the static and kinetic stability of children with pathology of the musculoskeletal system
(ICP and others) (static balance – 7 %, dynamic balance – 30 %), with Down’s syndrome
(static balance – 15 %, dynamic balance – 34 %). Parents survey (42 ppl) indicated that
all the children show more activity and independence. The developed programs showed
sufficient efficiency for the correction of movement disorders among the children with
health deviations. These programs may be used by the specialists in the sphere of physical
culture while working with children having health deviations