Образ научно-технического прогресса в изобразительном искусстве Павла Николаевича Филонова
Автор:
Сертакова, Е. А.
Колесник, М. А.
Омелик, А. А.
Sertakova, Ekaterina A.
Kolesnik, Maria A.
Omelik, Anna A.
Дата:
2023-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2023 16 (4)Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению образа научно-технического
прогресса в творчестве Павла Николаевича Филонова – одного из самых загадочных
художников русского авангарда. Концепция «аналитической живописи» мастера,
представленная в его теоретическом наследии, соединяет искусство и науку,
позволяя смотреть на его работы как на продукт художественно зафиксированной
мыслительной деятельности. Поэтому в качестве материала для исследования были
выбраны: 1) теоретические работы художника (письма, дневники, воспоминания
о нем); 2) художественные работы («Пир королей», 1913 г. и «Формула Космоса»,
1918–1919 гг.), фиксирующие развитие данной концепции. Методами исследования
выступили аналитический разбор текста и философско-искусствоведческий
анализ живописных произведений по методу В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой.
По результатам проведенного исследования был выявлен художественный образ,
связанный с пониманием Филоновым прогресса и эволюции человека, определены
некоторые иные смысловые слои его произведений This article deals with the image of scientific and technological progress in the work of Pavel Nikolayevich Filonov, one of the most enigmatic artists of the Russian avant-garde. The master’s concept of “analytical painting”, presented in his theoretical heritage, combines art and science, allowing us to look at his work as a product of artistically recorded thought activity. Therefore, the following material for the study was selected: 1) theoretical works of the artist (letters, diaries, memories of the artist); 2) artistic works (“The Feast of Kings”, 1913, and “The Formula of the Cosmos”, 1918–1919), recording the development of this concept. The methods of research were analytical analysis of the text and philosophical and art history analysis of paintings by the method of V. I. Zhukovsky and N. P. Koptseva. According to the results of the study, the artistic image associated with Filonov’s understanding of human progress and evolution was identified, some semantic layers of his works were determined