Проблема моральных санкций в трудах Эмиля Дюркгейма
Автор:
Прокофьев, А. В.
Prokofʼev, Andrei V.
Дата:
2022-12Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2023 16 (1)Аннотация:
Цель работы – реконструировать представление о специфике моральных
санкций Эмиля Дюркгейма и выявить его место в процессе формирования современной
теории моральных санкций. Методология работы определяется установкой на взаимное
обогащение историко-этических
исследований и теоретического поиска в этике.
В соответствии с исходным определением, содержащимся в «Методе социологии»,
моральная санкция – это «репрессивная диффузная санкция, т.е. осуждение
общественным мнением». В статье вскрыто внутреннее противоречие этого
определения, состоящее в том, что репрессивный и диффузный характер санкций
не означает их тождества с общественным осуждением. Продемонстрированы
причины, по которым Э. Дюркгейм склонен все же их отождествлять. Выявлен тот
факт, что представление Э. Дюркгейма о моральных санкциях стало важной вехой
в формировании той традиции их понимания, в которой они представляют собой
осуждение нарушителя моральной нормы окружающими, не переходящее в физическое
воздействие на него. В середине XX в. дюркгеймовское понимание моральной санкции
было подвергнуто критике как не учитывающее состояние сознания нарушителя
(Т. Парсонс, О. Г. Дробницкий). Однако, как показано в статье, в поздних работах
Э. Дюркгейма этот недостаток был если не изжит, то, по крайней мере, сглажен The goal of the paper is to reconstruct Emile Durkheim’s view on the peculiarity of moral sanctions and the place of this view in the development of the contemporary theory of moral sanctions. Methodologically, the paper rests upon the supposition that inquiries in the history of ethical thought can and should enrich the theoretical ethics and vice versa. In the initial definition from Rules of Sociological Method, the moral sanction is a ‘widespread (diffuse) repressive sanction, that is to say a condemnation by public opinion». The paper reveals the inner contradiction of this definition: the repressive and diffuse character of sanction is not the same as its being exclusively a matter of public condemnation. E. Durkheim has some reasons to identify them, and they are analyzed in the paper. The paper also establishes how the Durkheimian sociology of morality contributed to the development of the theoretical tradition that equates moral sanctions with the whole range of expressions of public blame except physically restraining or harming a transgressor. In the middle of the XX‑th century Durkheim’s understanding of moral sanctions was criticized for neglecting the state of mind of a transgressor (T. Parsons, O. G. Drobnitskii). Though the paper shows that this problem was, if not eliminated entirely, at least smoothed out in the later works of E. Durkheim
Коллекции:
Метаданные:
Показать полную информациюСвязанные материалы
Показаны похожие ресурсы по названию, автору или тематике.
-
The Analysis of Sanctions’ Influence on Russian Stock Market Based on Sanction Index Development
Fedorova, Elena A.; Khrustova, Liubov E.; Musienko, Svetlana O.; Федорова, Е.А.; Хрустова, Л.Е.; Мусиенко, С.О. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2019-12)Anti-Russian sanctions have become one of the key factors, determining the state of the Russian national economics in recent years. Financial restrictions against companies and residents, which constrict the possibility ... -
Универсалии и прагматика как содержательные ориентиры современного этического образования
Viktoruk, Elena N.; Викторук, Е.Н.; Ardykova, Olga S.; Ардюкова, О.С. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2013-06)The present article analyzes the substantial change in the content of ethical courses under shift of educational paradigms. On the data of the questionnaire survey of four groups of students, the authors of the article ... -
Методы нравственного воспитания в разных программах образования дошкольников
Смирнова, Е.О.; Smirnova, Elena O. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2012-12)New various approaches to pre-school moral education are analyzed in the article. Urgency and complexity of this task and inadequacy of traditional methods based on moral standards and rules of behaviour acquisition, ... -
«Семинарист»: заметки о быте и нравах Красноярска 1890-х годов в ранних пробах пера учителя-философа П. П. Устюгова (Часть1)
Карлова, О.А.; Karlova, Olga A. (Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет, 2024-07)Статья вводит в научный оборот информацию о расшифрованной рукописи раннего произведения учителя Енисейской губернии XIX–XX вв., автора философских эссе П. П. Устюгова «Семинарист», найденной в архиве красноярского пи ... -
«Семинарист»: заметки о быте и нравах Красноярска 1890-х годов в ранних пробах пера учителя-философа П. П. Устюгова (Часть 2)
Карлова, О.А.; Karlova, Olga A. (Journal of Siberian Federal University. Сибирский федеральный университет, 2024-10)Статья вводит в научный оборот информацию о расшифрованной рукописи раннего произведения учителя Енисейской губернии XIX–XX вв., автора философских эссе П. П. Устюгова «Семинарист», найденной в архиве красноярского пи ...