Музыкальная семантика в повести В.П. Астафьева «Последний поклон»
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/143996Автор:
Кирсанова, Анна Андреевна
Научный руководитель:
Башкова, Ирина Венадьевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации
Дата:
2021Библиографическое описание:
Кирсанова, Анна Андреевна. Музыкальная семантика в повести В.П. Астафьева «Последний поклон» [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / А. А. Кирсанова. — Красноярск : СФУ, 2021.Специальность выпускной работы:
45.03.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.03.01.01 Отечественная филология:русский язык и литератураУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврАннотация:
Выпускная квалификационная работа представлена в объеме 62 страниц, включает список использованной литературы, состоящий из 53 источников.
Целью исследования является анализ семантики музыкальных мотивов в контексте индивидуально-авторской языковой картины мира В.П. Астафьева, представленной в его повести «Последний поклон».
Задачи включают: 1) анализ научной литературы о репрезентации музыкальных мотивов в литературе; 2) примеры репрезентаций музыкальных мотивов в повести В.П. Астафьева «Последний поклон»; 3) выявление семантики слов «пение», «песня», «музыка»; 4) определение средств метафорической репрезентации музыки и пения в тексте; 5) характеристика языковой личности В.П. Астафьева.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена недостаточной разработанностью выбранной для исследования темы, важностью музыки в тексте Астафьева, а также тем, что музыкальные мотивы помогают лучше и глубже понять поэтику текста.
Основные выводы и результаты исследования:
1. В качестве центрального представления семантического синтаксиса выступает представление о диктумно-модусном устройстве смысла предложения. Диктумная пропозиция – это языковое воплощение положения дел в действительности, ситуации.
2. Пение – это идиоглосса в идиолекте В.П. Астафьева, поскольку это самый распространенный в его прозе вид человеческого творчества.
3. Как музыка в целом, так и песня в частности выступают в качестве своеобразной «границы» дихотомии свой – чужой в повести «Последний поклон».
4. Было выделено два авторских устойчивых сочетания – песняка драть и подбуравливать песню.
5. Вокализация птиц – один из важных компонентов музыкальности текста. Из 64 примеров выборки в 21 примере набор голосовых звуков, которые издает птица, описывается словом «песня» и его производными.
6. Анализ семантики слова «песня» позволил выявить индивидуальные коннотации В.П. Астафьева: песня часто ассоциируется с укреплением силы духа, жизнеутверждающей силой. В ходе исследования отрицательных коннотаций у слова «песня» выявлено не было.
Перспектива работы видится в составлении «музыкального словаря», извлеченного из произведений В.П. Астафьева, а также в сравнении музыкальной семантики в текстах разных русских писателей.