Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139953Автор:
Почтарева, Е. Ю.
Васягина, Н. Н.
Pochtaryova, Elena Yu.
Vasyagina, Nataliya N.
Дата:
2021-03Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(3)Аннотация:
Актуальность изучения самодетерминации в контексте личностно-профессионального
развития педагога обусловлена гуманистической личностно-ориентированной
направленностью образования на становление активной
и самоопределяющейся личности. Целью статьи является анализ психологических
закономерностей мотивационных процессов самодетерминации как субъектного
основания личностно-профессионального
развития педагога. На основе
современных психологических подходов к самодетерминации рассматриваются
интегративные механизмы и факторы интернализации, обусловливающие
удовлетворенность деятельностью и продуктивность педагога. Дается авторское
обоснование концептуальной модели личностно-профессиональных
характеристик
самодетерминации педагога. Показано, что самодетерминация и связанные
с ней понятия автономии, внутренней мотивации деятельности, развивающей
образовательной среды, диалога, фасилитации, настойчивости, увлеченности
определяют сущность личностно-профессионального
развития педагога как
психологической ресурсной системы. Авторы делают вывод о том, что созидательно-творческое
аксиологическое содержание процессов самодетерминации интегрирует
разнообразные типы мотивационных тенденций педагогической деятельности, что
определяет целостность и согласованность личностно-профессионального
развития
педагога Self-determination in the context of a teacher’s personal and professional development has become a relevant research subject due to the humanistic and person-oriented education focused on the development of an active and self-identifying personality. The aim of the paper is the psychological analysis of motivational self-determination processes as a subjective foundation for the personal and professional development of a teacher. Based on the modern psychological approaches to the self-determination phenomenon, the paper discusses the integrative mechanisms and internalization factors that determine the satisfaction with the activity and productivity of a teacher. The authors present their reasons in favour of a conceptual model of personal and professional characteristics of a teacher’s self-determination. They argue that self-determination and associated concepts of autonomy, internally motivated activity, developing learning environment, dialogue, facilitation, persistence, and involvement identify the essence of personal and professional development of a teacher as a psychological resource system. The authors conclude that the axiological creative content of self-determination processes integrates the diverse types of motivational tendencies in the pedagogical activity, highlighting the consistency and coherence of a teacher’s personal and professional development