Показать сокращенную информацию
Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога
Автор | Почтарева, Е. Ю. | ru_RU |
Автор | Васягина, Н. Н. | ru_RU |
Автор | Pochtaryova, Elena Yu. | en |
Автор | Vasyagina, Nataliya N. | en |
Дата внесения | 2021-03-30T04:44:39Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2021-03-30T04:44:39Z | |
Дата публикации | 2021-03 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139953 | |
Аннотация | Актуальность изучения самодетерминации в контексте личностно-профессионального развития педагога обусловлена гуманистической личностно-ориентированной направленностью образования на становление активной и самоопределяющейся личности. Целью статьи является анализ психологических закономерностей мотивационных процессов самодетерминации как субъектного основания личностно-профессионального развития педагога. На основе современных психологических подходов к самодетерминации рассматриваются интегративные механизмы и факторы интернализации, обусловливающие удовлетворенность деятельностью и продуктивность педагога. Дается авторское обоснование концептуальной модели личностно-профессиональных характеристик самодетерминации педагога. Показано, что самодетерминация и связанные с ней понятия автономии, внутренней мотивации деятельности, развивающей образовательной среды, диалога, фасилитации, настойчивости, увлеченности определяют сущность личностно-профессионального развития педагога как психологической ресурсной системы. Авторы делают вывод о том, что созидательно-творческое аксиологическое содержание процессов самодетерминации интегрирует разнообразные типы мотивационных тенденций педагогической деятельности, что определяет целостность и согласованность личностно-профессионального развития педагога | ru_RU |
Аннотация | Self-determination in the context of a teacher’s personal and professional development has become a relevant research subject due to the humanistic and person-oriented education focused on the development of an active and self-identifying personality. The aim of the paper is the psychological analysis of motivational self-determination processes as a subjective foundation for the personal and professional development of a teacher. Based on the modern psychological approaches to the self-determination phenomenon, the paper discusses the integrative mechanisms and internalization factors that determine the satisfaction with the activity and productivity of a teacher. The authors present their reasons in favour of a conceptual model of personal and professional characteristics of a teacher’s self-determination. They argue that self-determination and associated concepts of autonomy, internally motivated activity, developing learning environment, dialogue, facilitation, persistence, and involvement identify the essence of personal and professional development of a teacher as a psychological resource system. The authors conclude that the axiological creative content of self-determination processes integrates the diverse types of motivational tendencies in the pedagogical activity, highlighting the consistency and coherence of a teacher’s personal and professional development | en |
Язык | ru | ru_RU |
Издатель | Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University | en |
Тема | самодетерминация | ru_RU |
Тема | субъектность | ru_RU |
Тема | педагогическая деятельность | ru_RU |
Тема | интернализация | ru_RU |
Тема | базовые психологические потребности | ru_RU |
Тема | личностно-развивающие ориентиры образования | ru_RU |
Тема | self-determination | en |
Тема | agency | en |
Тема | pedagogical activity | en |
Тема | internalization | en |
Тема | basic psychological needs | en |
Тема | personal development orientations of education | en |
Название | Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога | ru_RU |
Альтернативное название | Self-Determination as a Psychological Resource of Teacher’s Personal and Professional Development | en |
Тип | Journal Article | ru_RU |
Контакты автора | Почтарева, Е. Ю.: Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, Екатеринбург | ru_RU |
Контакты автора | Васягина, Н. Н.: Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, Екатеринбург | ru_RU |
Контакты автора | Pochtaryova, Elena Yu.: Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russian Federation; sshsa@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9259-6336 | en |
Контакты автора | Vasyagina, Nataliya N.: Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russian Federation; ORCID: 0000-0003-3899-3768 | en |
Страницы | 351–362 | ru_RU |
DOI | 10.17516/1997–1370–0726 | |
Журнал | Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(3) | en |