Лингвокреативная деятельность в игровом дискурсе
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135539Автор:
Боргоякова, Виктория Витальевна
Научный руководитель:
Евсеева, Ирина Владимировна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации
Дата:
2020Библиографическое описание:
Боргоякова, Виктория Витальевна. Лингвокреативная деятельность в игровом дискурсе [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / В. В. Боргоякова. — Красноярск : СФУ, 2020.Специальность выпускной работы:
45.03.01 ФилологияУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврАннотация:
Тема бакалаврской работы
– «Лингвокреативная деятельность в игровом
дискурсе». Выпускная квалификационная работа на данный момент представлена в
объеме 56 страниц, включает в себя список использованной литературы, состоящий из 50
источников.
Цель: изучение лингвокреативных техник в терминологической базе игры
«Спортивная мафия».
Задачи: 1) изучить креативные практики, описанные в лингвистике креатива; 2)
выявить креативные техники, которые составляют основу мафсленга интеллектуально-
психологической игры «Спортивная мафия»; 3) установить способы образования
языковых единиц, формирующих терминологию мафиозного сленга; 4) рассмотреть
особенности невербального языка спортивной мафии, показав взаимодействие вербальной
и невербальной составляющих в процессе игры.
Актуальность данной работы обуславливается активным развитием творческой
языковой деятельности, проникновением креативных практик во многие сферы жизни, где
формируются всё новые и новые феномены языкового творчества.
Основные выводы и результаты исследования:
1 Лингвистика креатива обращена к исследованию любых творческих образцов в
языковом регистре. Лингвистическое творчество распространяется на все уровни языка. В
направлении выработана собственная теоретико-методологическая база. Важнейшая
составляющая – намеренные языковые аномалии.
2 Языковая игра выводит языковые единицы из привычного контекста,
употребления и восприятия. Это осознанное нарушение языковых установок. Два
основных направления: прагматическое (цель – определённый коммуникативный эффект)
и операциональное (как различные приёмы реализуются на разных уровнях языка). В
основе понимания – процесс, программирующий на ассоциативные связи.
3 Ассоциативный потенциал слов входит в стратегию языковой игры.
Функционирует в индивидуальном и коллективном языковом сознании. Данный процесс
способствует созданию новых лингвистических значений и обогащению языка.
4 Спортивная мафия развивает интеллектуально-психологические и ораторские
способности. Включает вербальный (мафсленг) и невербальный (специальный язык
жестов) языки. Мафсленг классифицируется на ролевые обозначения, игровые термины,
собственно мафсленг (сленг чёрных и красных игроков), нейтральные термины. Наличие в
языке устойчивых игровых выражений.
5 В основе языка спортивной мафии лежат лингвокреативные практики: языковая
игра (ассоциативная природа слов и морфемная деривация), частично техника авторского
маскарада. Основные словообразовательные способы: приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный. Значения терминов в мафсленге заимствованы из
повседневной речи и полностью или частично преобразованы самими игроками.
Перспективы дальнейшего исследования: 1) дальнейшее изучение лингвокреативных
практик в рамках интеллектуальных игр; 2) рассмотрение терминологии спортивной
мафии подробнее, применив дополнительные способы анализа; 3) подробнее изучить
невербальный язык спортивной мафии с точки зрения лингвистики креатива.