The Model of Fundamental Chemical Training of Bachelors of Technical and Technological Directions in the Conditions of Blended Learning
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://www.edscience.ru/jour/article/view/1281https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/129768
Автор:
Вострикова, Н. М.
Коллективный автор:
Институт цветных металлов и материаловедения
Кафедра фундаментального естественнонаучного образования
Дата:
2019-06Журнал:
Obrazovanie i NaukaКвартиль журнала в Scopus:
без квартиляБиблиографическое описание:
Вострикова, Н. М. The Model of Fundamental Chemical Training of Bachelors of Technical and Technological Directions in the Conditions of Blended Learning [Текст] / Н. М. Вострикова // Obrazovanie i Nauka. — 2019. — Т. 21 (№ 6). — С. 72-92Текст статьи не публикуется в открытом доступе в соответствии с политикой журнала.
Аннотация:
Введение. Ядро технического знания составляют фундаментальные математические, физиче-ские и химические знания, необходимые для создания и совершенствования приборов, ма-териалов и технологий, грамотного осуществления производственных операций и примене-ния различных химических веществ в промышленной сфере с учетом их влияния на окру-жающую среду и организм человека. Изучение основ химии, с которыми будущие инжене-ры обычно знакомятся на младших курсах университета, играет важную роль в формирова-нии не только химической компетенции, но и компонентов общекультурных, общепрофес-сиональных и профессиональных компетенций. Однако анализ образовательной практики показывает несоответствие уровня химической подготовки выпускников вузов современ-ным квалификационным требованиям, предъявляемым к профессии инженера.
Цель публикации – рассмотреть один из вариантов повышения качества химического образования бакалавров технико-технологических специальностей посредством смешанного обучения в информационно-деятельностной образовательной среде (ИДОС).
Методология и методики. Исследование выполнялось с опорой на многоуровневую методологию, включающую диалектические принципы, категории и закономерности теории познания, идеи системного, личностно-ориентированного, интегративного, технологиче-ского, компетентностного, информационно-деятельностного и средового подходов. Задей-ствовались методы сравнительного анализа и концептуального моделирования. Оценка ре-зультатов педагогического эксперимента осуществлялась с помощью методики диагностики рефлексивных умений и метода медианы; на основе компонентного анализа сформирован-ных компетенций рассчитывался коэффициент системности знаний.
Результаты и научная новизна. Разработана концепция и структурно-функциональная модель фундаментальной химической подготовки бакалавров в ИДОС смешанного обучения. В данной модели, объединяющей в целостную систему взаимосвя-занные целевой, содержательный, организационно-управленческий, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки, аккумулируются достижения в области электронного обучения и предусмотрено освоение предметного, методологического инва-риантов и вариативного компонента учебной программы, составляющих в совокупности фундаментальную химическую подготовку. Электронный обучающий курс позволяет бла-годаря использованию технологий видеоконференцсвязи и Web 2.0 гибко рационально со-четать аудиторную и самостоятельную работу студентов, модернизировать лекционные и практические занятия. Современные педагогические проектные технологии, поступательное развитие критического мышления и последовательное введение в лабораторный химиче-ский практикум элементов исследовательской деятельности способствуют позитивной ди-намике качества приобретаемых бакалаврами знаний, умений и навыков. Проводившаяся в Сибирском федеральном университете с 2015 по 2018 г. апробация описанной в статье мо-дели подтверждает ее эффективность.
Практическая значимость. Проекция на вузовскую практику изложенных автором теоретико-методологических основ фундаментальной химической подготовки бакалавров, обучающихся по широкому спектру программ технико-технологических направлений, мо-жет значительно улучшить результативность получаемого профессионального образования и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.