Показать сокращенную информацию
The Model of Fundamental Chemical Training of Bachelors of Technical and Technological Directions in the Conditions of Blended Learning
Автор | Вострикова, Н. М. | |
Дата внесения | 2020-01-20T08:03:48Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2020-01-20T08:03:48Z | |
Дата публикации | 2019-06 | |
Библиографическое описание | Вострикова, Н. М. The Model of Fundamental Chemical Training of Bachelors of Technical and Technological Directions in the Conditions of Blended Learning [Текст] / Н. М. Вострикова // Obrazovanie i Nauka. — 2019. — Т. 21 (№ 6). — С. 72-92 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://www.edscience.ru/jour/article/view/1281 | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/129768 | |
Описание | Текст статьи не публикуется в открытом доступе в соответствии с политикой журнала. | |
Аннотация | Введение. Ядро технического знания составляют фундаментальные математические, физиче-ские и химические знания, необходимые для создания и совершенствования приборов, ма-териалов и технологий, грамотного осуществления производственных операций и примене-ния различных химических веществ в промышленной сфере с учетом их влияния на окру-жающую среду и организм человека. Изучение основ химии, с которыми будущие инжене-ры обычно знакомятся на младших курсах университета, играет важную роль в формирова-нии не только химической компетенции, но и компонентов общекультурных, общепрофес-сиональных и профессиональных компетенций. Однако анализ образовательной практики показывает несоответствие уровня химической подготовки выпускников вузов современ-ным квалификационным требованиям, предъявляемым к профессии инженера. Цель публикации – рассмотреть один из вариантов повышения качества химического образования бакалавров технико-технологических специальностей посредством смешанного обучения в информационно-деятельностной образовательной среде (ИДОС). Методология и методики. Исследование выполнялось с опорой на многоуровневую методологию, включающую диалектические принципы, категории и закономерности теории познания, идеи системного, личностно-ориентированного, интегративного, технологиче-ского, компетентностного, информационно-деятельностного и средового подходов. Задей-ствовались методы сравнительного анализа и концептуального моделирования. Оценка ре-зультатов педагогического эксперимента осуществлялась с помощью методики диагностики рефлексивных умений и метода медианы; на основе компонентного анализа сформирован-ных компетенций рассчитывался коэффициент системности знаний. Результаты и научная новизна. Разработана концепция и структурно-функциональная модель фундаментальной химической подготовки бакалавров в ИДОС смешанного обучения. В данной модели, объединяющей в целостную систему взаимосвя-занные целевой, содержательный, организационно-управленческий, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки, аккумулируются достижения в области электронного обучения и предусмотрено освоение предметного, методологического инва-риантов и вариативного компонента учебной программы, составляющих в совокупности фундаментальную химическую подготовку. Электронный обучающий курс позволяет бла-годаря использованию технологий видеоконференцсвязи и Web 2.0 гибко рационально со-четать аудиторную и самостоятельную работу студентов, модернизировать лекционные и практические занятия. Современные педагогические проектные технологии, поступательное развитие критического мышления и последовательное введение в лабораторный химиче-ский практикум элементов исследовательской деятельности способствуют позитивной ди-намике качества приобретаемых бакалаврами знаний, умений и навыков. Проводившаяся в Сибирском федеральном университете с 2015 по 2018 г. апробация описанной в статье мо-дели подтверждает ее эффективность. Практическая значимость. Проекция на вузовскую практику изложенных автором теоретико-методологических основ фундаментальной химической подготовки бакалавров, обучающихся по широкому спектру программ технико-технологических направлений, мо-жет значительно улучшить результативность получаемого профессионального образования и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. | |
Тема | фундаментальная химическая подготовка | |
Тема | информационно-деятельностная образовательная среда | |
Тема | химическая компетенция | |
Тема | общекультурные и общепрофессиональные компетенции | |
Тема | профессиональные компетенции | |
Тема | смешанное обучение | |
Название | The Model of Fundamental Chemical Training of Bachelors of Technical and Technological Directions in the Conditions of Blended Learning | |
Тип | Journal Article | |
Тип | Published Journal Article | |
Страницы | 72-92 | |
ГРНТИ | 14.35 | |
Дата обновления | 2020-01-20T08:03:48Z | |
DOI | 10.17853/1994-5639-2019-6-72-92 | |
Институт | Институт цветных металлов и материаловедения | |
Подразделение | Кафедра фундаментального естественнонаучного образования | |
Журнал | Obrazovanie i Nauka | |
Квартиль журнала в Scopus | без квартиля |