Показать сокращенную информацию

Silvestrova, Anastasiia B.en
Сильвестрова, А.Б.ru_RU
2019-12-27T03:18:49Z
2019-12-27T03:18:49Z
2019-12
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128376
The article is devoted to the analysis of the communicative norm and disorders in informal Russian verbal communication on the basis of children’s speech in conversations between children, children and parents, teenagers. Such parameters of communication as rules of speech behaviour for the convenience of the recipient and etiquette genres are considered based on a material of authentic children’s statements published on the Krasnoyarsk Internet forum “Krasmama” and in the modern Russian literature for children. The article also considers a mechanism of communicative errors. Communicative scenarios of compliance and violation of the rules of speech behaviour are reconstructed. Particular attention is paid to statements having the purpose to manipulate the recipient. As a result, it was found that unconscious violations of communicative norms and, in particular, the rules of speech behaviour in the interests of a listener are characteristic of children’s speech. The cause of errors may be the imitation of adult informal, reduced speech. On the other hand, following the communicative norm, namely observance of the rules of speech behaviour and the use of etiquette speech genres in child-parent communication leads to ambiguous results and may indicate a conscious intention of a child to influence or manipulate an adult. Etiquette statements coming out of a child’s mouth are markers of adult speech. In communication between children, and especially between adolescents, as shown by the analysis of texts of modern literature for children, inappropriate compliance with etiquette standards may signalize the author’s hidden goals that are still unknown to the addressee (influence, manipulation), or a communicative erroren
Статья посвящена анализу коммуникативной нормы и отклонений от нее в неформальном русскоязычном общении на материале детской речи, в частности исследованию правил речевого поведения в интересах слушающего и реализации этикетных жанров в детском, детско-родительском и подростковом диалоге. На материале аутентичных детских высказываний, зафиксированных на красноярском форуме «Krasmama», и текстов современной русской литературы для детей проведен анализ правил речевого поведения как параметров коммуникативной ситуации. Рассмотрен механизм коммуникативных ошибок, реконструированы коммуникативные сценарии соблюдения и нарушения правил речевого поведения. Особое внимание уделено этикетным высказываниям, имеющим цель воздействия на адресата или манипуляции. В результате обнаружено, что для детской речи характерны неосознанные нарушения коммуникативных норм и, в частности, правил речевого поведения в интересах слушающего. Причиной ошибок может стать подражание взрослой неформальной, сниженной речи. С другой стороны, следование коммуникативной норме, а именно соблюдение правил речевого поведения и употребление этикетных речевых жанров в детско-родительской коммуникации, приводит к неоднозначным результатам и может свидетельствовать об осознанном намерении ребенка воздействовать на взрослого или манипулировать им. Этикетные высказывания в устах ребенка являются маркерами взрослой речи. В общении между детьми, а особенно между подростками, как показывает анализ текстов современной литературы для детей, неуместное соблюдение этикетных норм может сигнализировать о скрытых целях автора, еще неизвестных адресату (воздействие, манипуляция), либо о коммуникативной ошибкеru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
verbal communicationsen
informal communicationen
communicative normen
communicative violationen
communicative erroren
rules of speech behaviouren
etiquette genresen
politenessen
child speechen
устная коммуникацияru_RU
неформальная коммуникацияru_RU
коммуникативная нормаru_RU
коммуникативное нарушениеru_RU
коммуникативная ошибкаru_RU
правила речевого поведенияru_RU
этикетные жанрыru_RU
вежливостьru_RU
детская речьru_RU
The Communicative Norm in Russian Informal Verbal Communication: The Specificity of Child Speechen
Коммуникативная норма в неформальном русскоязычном общении: специфика детской речиru_RU
Journal Articleen
Silvestrova, Anastasiia B.: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev 89 Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russia; a-lia-nor@mail.ruen
Сильвестрова, А.Б.: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89ru_RU
1918–1926
10.17516/1997-1370-0474
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences;2022 15 (12)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию