Языковая личность младшего школьника: мотивационно-прагматический уровень (на материале сочинений о выборе профессии)
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/125488Автор:
Безносюк, Анна Романовна
Научный руководитель:
Копнина, Галина Анатольевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации
Дата:
2019Библиографическое описание:
Безносюк, Анна Романовна. Языковая личность младшего школьника: мотивационно-прагматический уровень (на материале сочинений о выборе профессии) [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 45.04.01 / А. Р. Безносюк. — Красноярск : СФУ, 2019.Специальность выпускной работы:
45.04.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.04.01.01 Русский языкУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
МагистрАннотация:
Диссертация представлена в объеме 151 страницы, включает в себя 5 таблиц, 5 диаграмм, 2 рисунка и список использованной литературы, состоящий из 152 источников (6 из них - на иностранном языке). Отдельным томом представлено приложение, содержащее 419 сочинений младших школьников.
Цель: описать языковые и речевые средства, используемые младшими школьника-ми в сочинениях о выборе профессии и репрезентирующие их основные ценностно-мотивационные черты.
Задачи: 1) рассмотреть проблему определения понятия «коллективная языковая личность»; 2) охарактеризовать основные модели описания ЯЛ; 3) определить структуру мотивационно-прагматического уровня ЯЛ и обозначить алгоритм его анализа; 4) выявить и описать лингвистическое оформление аргументации, выражающей мотивы выбора про-фессии младшим школьником; 5) выявить и описать прецедентные феномены и их тексто-вые преобразования как способ выражения установок младшего школьника; 6) выявить и описать оптативные предложения как средство выражения желаний младшего школьника в сочинениях о выборе профессии.
Практическая значимость: возможность использования полученных результатов в специальных курсах и семинарах по проблемам методики анализа языковой личности, в учебных пособиях по лингвоперсонологии.
Основные выводы и результаты исследования:
1. Уточняется определение понятия коллективной языковой личности, которая оп-ределяется как обобщенный образ объединенных по какому-либо признаку (возраст, уро-вень образования, профессия, вероисповедание, национальность и т.п.) носителей того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа созданных ими текстов, направ-ленных на достижение определенных целей и отражающих их картину мира.
2. Выявлено, что мотивационно-прагматический уровень ЯЛ младшего школьника находит отражение в использовании прецедентных феноменов, аргументов разного типа, оптативных предложений и в особенностях их языкового оформления. Наиболее частотными прецедентными феноменами являются прецедентные названия и имена; менее частотными - прецедентные высказывания, тексты и ситуации. Их анализ позволил определить, что основными сферам увлечений учащихся являются спорт, телеиндустрия, гейминг, наука и техника; на периферии находятся музыка, Интернет-пространство, творчество, религия, политика, история и литература.
3. Установлено, что в сочинениях ценностные аргументы преобладают над логическими; используется конвергенция аргументов. Описаны языковые особенности каждого типа аргументов.
4. Доказано, что лексически желательность в текстах сочинений младших школьников выражается с помощью: модального глагола хочу/хочется\ глаголов желать, стремиться, стараться, пытаться, планировать, мечтать, ожидать', отглагольных существительных желание, жажда, мечта, стремление, мечтание и ожидание, а также имени существительного страсть и метафорического словосочетания загореться желанием. На основе анализа грамматического оформления оптативных предложений выделены различные типы желаний.
Перспективы дальнейшего исследования: изучение вербально-семантического и тезаурусного уровней ЯЛ младшего школьника в лингвоперсонологическом аспекте.
Коллекции:
- Магистерские диссертации [4085]