Показать сокращенную информацию
Языковая личность младшего школьника: мотивационно-прагматический уровень (на материале сочинений о выборе профессии)
Научный руководитель | Копнина, Галина Анатольевна | |
Автор | Безносюк, Анна Романовна | |
Дата внесения | 2019-09-19T08:01:20Z | |
Дата, когда ресурс стал доступен | 2019-09-19T08:01:20Z | |
Дата публикации | 2019 | |
Библиографическое описание | Безносюк, Анна Романовна. Языковая личность младшего школьника: мотивационно-прагматический уровень (на материале сочинений о выборе профессии) [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 45.04.01 / А. Р. Безносюк. — Красноярск : СФУ, 2019. | |
URI (для ссылок/цитирований) | https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/125488 | |
Аннотация | Диссертация представлена в объеме 151 страницы, включает в себя 5 таблиц, 5 диаграмм, 2 рисунка и список использованной литературы, состоящий из 152 источников (6 из них - на иностранном языке). Отдельным томом представлено приложение, содержащее 419 сочинений младших школьников. Цель: описать языковые и речевые средства, используемые младшими школьника-ми в сочинениях о выборе профессии и репрезентирующие их основные ценностно-мотивационные черты. Задачи: 1) рассмотреть проблему определения понятия «коллективная языковая личность»; 2) охарактеризовать основные модели описания ЯЛ; 3) определить структуру мотивационно-прагматического уровня ЯЛ и обозначить алгоритм его анализа; 4) выявить и описать лингвистическое оформление аргументации, выражающей мотивы выбора про-фессии младшим школьником; 5) выявить и описать прецедентные феномены и их тексто-вые преобразования как способ выражения установок младшего школьника; 6) выявить и описать оптативные предложения как средство выражения желаний младшего школьника в сочинениях о выборе профессии. Практическая значимость: возможность использования полученных результатов в специальных курсах и семинарах по проблемам методики анализа языковой личности, в учебных пособиях по лингвоперсонологии. Основные выводы и результаты исследования: 1. Уточняется определение понятия коллективной языковой личности, которая оп-ределяется как обобщенный образ объединенных по какому-либо признаку (возраст, уро-вень образования, профессия, вероисповедание, национальность и т.п.) носителей того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа созданных ими текстов, направ-ленных на достижение определенных целей и отражающих их картину мира. 2. Выявлено, что мотивационно-прагматический уровень ЯЛ младшего школьника находит отражение в использовании прецедентных феноменов, аргументов разного типа, оптативных предложений и в особенностях их языкового оформления. Наиболее частотными прецедентными феноменами являются прецедентные названия и имена; менее частотными - прецедентные высказывания, тексты и ситуации. Их анализ позволил определить, что основными сферам увлечений учащихся являются спорт, телеиндустрия, гейминг, наука и техника; на периферии находятся музыка, Интернет-пространство, творчество, религия, политика, история и литература. 3. Установлено, что в сочинениях ценностные аргументы преобладают над логическими; используется конвергенция аргументов. Описаны языковые особенности каждого типа аргументов. 4. Доказано, что лексически желательность в текстах сочинений младших школьников выражается с помощью: модального глагола хочу/хочется\ глаголов желать, стремиться, стараться, пытаться, планировать, мечтать, ожидать', отглагольных существительных желание, жажда, мечта, стремление, мечтание и ожидание, а также имени существительного страсть и метафорического словосочетания загореться желанием. На основе анализа грамматического оформления оптативных предложений выделены различные типы желаний. Перспективы дальнейшего исследования: изучение вербально-семантического и тезаурусного уровней ЯЛ младшего школьника в лингвоперсонологическом аспекте. | |
Язык | ru_RU | |
Издатель | Сибирский федеральный университет | |
Тема | ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ | |
Тема | КОЛЛЕКТИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ | |
Тема | УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ | |
Тема | МОТИВАЦИОННО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ | |
Тема | ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ | |
Тема | ОПТАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
Тема | АРГУМЕНТАЦИЯ | |
Название | Языковая личность младшего школьника: мотивационно-прагматический уровень (на материале сочинений о выборе профессии) | |
Тип | Thesis | |
Тип | Master Thesis | |
Код специальности выпускной работы | 45.04.01 | |
Учёная степень или квалификация, на которую выполнена работа | Магистр | |
Место издания | Красноярск | |
ГРНТИ | 16.21 | |
Дата обновления | 2019-09-19T08:01:20Z | |
Институт | Институт филологии и языковой коммуникации | |
Подразделение | Кафедра русского языка и речевой коммуникации | |
Специальность выпускной работы | 45.04.01 Филология | |
Код образовательной программы выпускной работы | 45.04.01.01 | |
Образовательная программа выпускной работы | 45.04.01.01 Русский язык | |
Информация о научном руководителе | доктор филологических наук, доцент |
Файлы в этом документе
Данный элемент включен в следующие коллекции
-
Магистерские диссертации [4085]