Когнитивные особенности организации дискурса ток-шоу
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/70588Автор:
Галич, Татьяна Сергеевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Дата:
2017Библиографическое описание:
Галич, Татьяна Сергеевна. Когнитивные особенности организации дискурса ток-шоу [Электронный ресурс] : аннотация научно-квалификационной работы (диссертации) : 45.06.01 / Т. С. Галич. — Красноярск : СФУ, 2017.Специальность выпускной работы:
45.06.01 Языкознание и литературоведениеОбразовательная программа выпускной работы:
10.02.19 Теория языкаУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
АспирантАннотация:
Тема кандидатской диссертации – Когнитивные особенности организации дискурса ток-шоу.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении системы когнитивных механизмов, лежащих в основе дискурса ток-шоу и установлении их роли в организации данного дискурса как особого формата знания.
Задачи:
1. систематизировать положения когнитивно-дискурсивного подхода к анализу дискурса;
2. определить когнитивную сущность дискурса как сложного формата знания;
3. установить роль когнитивных механизмов в организации дискурса;
4. описать дискурс ток-шоу как особый формат знания;
5. выявить и систематизировать когнитивные и языковые механизмы организации дискурса ток-шоу;
6. выявить взаимосвязь между когнитивными механизмами и типом активизируемого знания в дискурсе ток-шоу.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении дискурса ток-шоу как целостного формата знания. В работе выявляется система когнитивных и языковых механизмов, участвующих в конструировании целостного концептуального содержания дискурса ток-шоу. Впервые устанавливается роль когнитивных механизмов в организации данного типа дискурса. Новым выступает положение о том, что тип дискурса обусловлен системой задействуемых когнитивных механизмов и, как следствие, активизируемого знания.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Когнитивная сущность дискурса заключается в том, что как процесс и результат познания, данный феномен языка предполагает опору на внутренние ментальные процессы (память, внимание, сознание), процессы концептуализации и категоризации, а также различные способы оперирования знаниями. За каждым типом дискурса закреплены определенные способы организации и оперирования знаниями, обеспечивающие его формат.
2. Дискурс представляет собой особый формат знания. Он является результатом интерпретирующей деятельности его субъектов, их когнитивных потребностей и способностей. Организация дискурса как формата знания предполагает переработку, представление и репрезентацию знаний субъектов, которая осуществляется в рамках взаимодействия внутреннего и внешнего контекстов дискурса. К факторам внешнего контекста относятся ситуации общения, тип дискурса, место и временя, широкий ряд экстралингвистических факторов. Внутренний контекст предполагает всю систему знаний (знаний о мире, языке и ситуации общения).
3. Конкретными способами организации знаний в дискурсе выступают когнитивные механизмы. Общедискурсивным когнитивным механизмом выступает механизм перспективизации. Данный механизм обеспечивает организацию дискурса как формата знания от точки отсчета до его концептуальной завершенности.
4. Механизм точки отсчета выступает в качестве стартового механизма, который приводит в действие когнитивный механизм перспективизации. Активизация механизма точки отсчета обеспечивает организацию дискурса ток-шоу относительно тех элементов его концептуального содержания, которые предваряют целостное дискурсивное событие. Это, прежде всего, время, место, участники ток-шоу и краткое содержание (тематика). В качестве механизма выстраивания временного континуума дискурса механизм точки отсчета воспроизводится на всем протяжении дискурса ток-шоу при помощи частных механизмов отдаления и наведения. Активизируя знание о времени, участнике, содержании ток-шоу,. они позволяют выстроить ток-шоу как логически организованное дискурсивное событие со своей композицией, системой взаимосвязанных частей и порядком их следования.
5. К механизмам, обеспечивающим реализацию собственно механизм перспективизации, относятся механизм объективации, субъективации, интерсубъективации. Данные механизмы имеют профилирующий характер и обеспечивают концептуальное распределение информации и динамическое развертывание дискурса ток-шоу. Механизм объективации организует дискурс ток-шоу относительно объективно заданной информации как информации об основных точках референции в дискурсе (информация о событии, о знаменитой личности (госте)). Механизм субъективации позволяет организовать дискурс относительно системы знания ведущего с учетом субъективного ракурса преломления знаний. Механизм интерсубъективации активизируется с целью вовлечения в ток-шоу более широкого когнитивного контекста, который включает в себя знания других участников дискурса (знания гостей, знания телезрителей, знания «третьих лиц», не участвующих в ток-шоу). В результате интеграции данных механизмов дискурс ток-шоу оформляется как сложный формат индивидуально-коллективного знания.
6. Механизм концептуального завершения обеспечивает логическое завершение дискурса как целостного формата знания. Для развлекательного ток-шоу концептуальная завершенность достигается за счет профилирования повторного указания на конкретного гостя ток-шоу и продукт его профессиональной деятельности, а также указания на общий результат проведения ток-шоу.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно вносит вклад в общую теорию интерпретации и теорию репрезентации знаний в языке. Результаты исследования позволяют расширить научное знание о природе когнитивной организации дискурса, в частности об особенностях и принципах функционирования когнитивных механизмов на уровне дискурса. Теоретически значимым является положение о том, что дискурс как формат знания является результатом функционирования системы когнитивных механизмов, придающих концептуальному содержанию дискурса особую конфигурацию. Вклад в развитие общей теории репрезентации знаний обусловлен установлением роли когнитивных механизмов в дискурсе и выявлением системы механизмов для отдельного его типа.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут найти применение при разработке лекционных курсов по когнитивной лингвистике, теории дискурса, когнитивной теории дискурса, общему языкознанию, а также могут быть использованы в исследовательской практике при выполнении квалификационных работ различного уровня на материале других типов дискурса.
Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении когнитивной специфики организации дискурса в контексте функционирования как отдельного когнитивного механизма, так и совокупности когнитивных механизмов, дальнейшем исследовании репрезентируемых типов знаний
и способах их конфигурации в дискурсе. Результаты исследования позволят
в дальнейшем выявить специфику функционирования когнитивных механизмов на материале различных типов дискурса. Особый интерес представляет выявление универсальных когнитивных механизмов, характерных для каждого типа дискурса, и специфичных механизмов, присущих отдельным типам дискурса. Это, в свою очередь, позволит установить различия
в индивидуальной конфигурации дискурсивного знания и, как следствие,
в организации разных типов дискурса на когнитивном уровне. Перспективным видится также исследование взаимосвязи когнитивных механизмов и реализуемых субъектом дискурсивной деятельности коммуникативных стратеги и тактик.