Социально- педагогическая реабилитация студенток с ограниченными физическими возможностями
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/3012Author:
Московченко, О.Н.
Moskovchenko, Olga N.
Шубин, Д.А.
Shubin, Dmitry A.
Захарова, Л.В.
Zakharova, Larisa V.
Шубина, Т.А.
Shubina, Tamara A.
Date:
2012-08Abstract:
A model of social and pedagogical rehabilitation of female students with disabilities in the
educational space of higher education is suggested. Experimental data obtained in a long-term
experiment on the first-year female student living in the Siberian region served as a ground for the
creation of the model. Within a framework of the Health and Education program female students
of different universities in Krasnoyarsk were examined in the VALEO interuniversity health and
wellness center. Comparative analysis showed that the female students of the basic medical group
have higher rates of physical development and morphofunctional parameters compared to their
peers who have disabilities, and in particular, musculoskeletal disorders.
The model helped to develop methodological and organizational bases for the complex solution
of issues of social and pedagogical rehabilitation and providing targeted support and assistance
at the individual level. Motivation of female students to improve health by means of physical
culture and adaptive sports, active participation in various activities of the university (Club
of the Funny and Inventive, Valeada, different intellectual competitions, judging competitions,
etc.) contribute to their social status. The data based on the model of interaction of the
interuniversity health and wellness center with chairs of physical culture and valeology, as well
as social services of universities and medical personnel can generate a higher level of social
and pedagogical rehabilitation of female students with disabilities in terms of an institution of
higher education, which promotes the creation of a socially adapted educational environment.
The effectiveness of this approach is justified by the example of one of the universities in the
city. Предлагается модель социально-педагогической реабилитации студенток с ограниченными
физическими возможностями в образовательном пространстве высшего учебного заведения.
Основанием к созданию модели послужил экспериментальный материал, полученный в
многолетнем эксперименте на студентках-первокурсницах, проживающих в Сибирском
регионе. В рамках программы «Здоровье и образование» студентки разных вузов Красноярска
проходили обследование в межвузовском оздоровительном центре VALEO. Сравнительный
анализ показал, что студентки основной медицинской группы имеют более высокие показатели
физического развития и морфофункциональных параметров по сравнению с их сверстницами,
имеющими ограниченные физические возможности, и в частности, повреждение опорно-
двигательного аппарата.
С помощью модели созданы методологические и организационные основы для комплексного
решения вопросов социально-педагогической реабилитации и оказания адресной поддержки и
помощи на индивидуальном уровне. Мотивация студенток на укрепление здоровья средствами
физической культуры и адаптивного спорта, активное участие в различных мероприятиях
вуза (КВН, Валеада, различные интеллектуальные олимпиады, судейство соревнований и т.п)
способствует повышению их социального статуса. Представленные материалы на основе
модели взаимодействия межвузовского оздоровительного центра с кафедрами физической
культуры и валеологии, а также социальными службами вузов и медицинским персоналом,
позволяют формировать на более высоком уровне социально-педагогическую реабилитацию
студенток с ограниченными возможностями в условиях высшего учебного заведения, что
способствует созданию социально адаптированной образовательной среды. Эффективность
данного подхода обоснована на примере одного из вузов города.