Аспекты «русскости» в философско-художественном концепте творчества Ивана Бунина
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2256Author:
Карлова, О.А.
Karlova, Olga A.
Date:
2011-03Abstract:
Статья посвящена философским вопросам национальной идентичности в творчестве
русского поэта и писателя Ивана Бунина, исследованию феномена «константа русской
души» в контексте его произведений, уточнению аспектов «русскости» жанровых и
стилистических особенностей его прозы и поэзии, а также в целом бунинского творческого
почерка.
Рефлексия природы, которой сопутствует звучащая тишина, является главной приметой
поэзии Ивана Бунина.
Человек у Бунина - сосуд рефлексии природы, орган ее мысли и переживания. Именно мир
природы, образы которого занимают 74% всех художественных описаний Бунина, - и есть для
него мир высшей гармонии бытия.
Другим типично русским аспектом творчества Ивана Бунина является его синэстетичность.
Бунинские тексты, особенно поэтические, прежде всего удивительно живописны. Можно
сказать, что это поэзия тысячи красок - но красок, строго отобранных и философски
закодированных.
Живописность поэзии и прозы Бунина не имеет аналогов в русской литературе: при среднем
использовании в текстах на 10 тысяч слов 70-90 цветообразований, только Бунин использует
190 красок.
В то же время красочная роскошь бунинского языка, по утверждению Владимира Набокова,
достигается прежде всего его звукописью, ритмикой, лаконизмом и высочайшей плотностью
стиха. Пропуская впечатления через призму своего концепта, мастер создает интегральный образ
повышенной жизни, стремится к изображению ее страстного накала, к достижению
превосходной степени бытия.
Рамкой философского мышления писателя является целое бытия. В эту рамку вписаны все его
стихи, сюжеты, мотивы, рассказы. Все связано со всем, взаимопроникаемо, все имеет смысл
лишь по отношению к целому. Это не только древняя логика мифокосмоса, характерная для
русских философов и литераторов разных эпох, это еще и мужество мыслителя оперировать
понятиями «вечность», «космос», «жизнь» и «смерть».
Любовь мужчины и женщины, одержимых жизнью и завороженных смертью, у Бунина вечна,
трагична и мистериальна. Современники Бунина часто говорили о «перепевах» и эпигонстве
в его творчестве.
Ю.М. Лотман открыл новую эпоху в буниноведении, заговорив о бунинском модернистском
желании «переписать» русскую литературу в ее художественных образцах.
Бунин - реалист лишь по художественной манере, хотя именно среди писателей-реалистов
XIX века он чувствовал себя своим. Но его бытописание антинатуралистично, избирательно
и символично. И в этом своем антиреалистическом бытописательстве Бунин был абсолютно
оригинален.
Еще один аспект «русскости» художественного концепта Бунина - память. Она становится
перекрестком всех мотивов его творчества.
Сам Бунин выражает сущность своего творчества в словах, которые максимально полно
охватывают грани «повышенной искусством» жизни: «Мы живем всем тем, чем живем,
лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живем. Обычно эта цена очень мала:
возвышается она лишь в минуты восторга - восторга счастия или несчастия, яркого сознания
приобретения или потери; еще в минуты поэтического преображения прошлого в памяти».
На эти и другие экзистенциональные, смысложизненные вопросы ответы давала русская
культура. И ответы эти были таинственно-мистериальные, духовно-языческие, светло-
печальные, трагически-мажорные. Возможно, это и есть вопросы и ответы пограничья
цивилизаций. This article gives an overview of philosophic issues of national identity in the creative work of the
famous Russian poet and writer Ivan Bunin, the investigation of the phenomenon of the «Russian soul
constant» in the context of his works, the determination of the aspects of «Russianness» of the genre
and style peculiarities of his prose and poetry, as well as Bunin's creative style in general.
The reflection of nature accompanied by sounding silence is the most typical feature of Ivan Bunin's
poetry.
The human in Bunin's works is a vessel for the reflection of the nature, the organ of its thought
and emotional experience. It is the world of nature the images of which occupy 74 % of all artistic
descriptions by Bunin and for him it is the world of the highest harmony of the existence.
Another typically Russian aspect of Ivan Bunin's work is his sinaesthetics. Bunin's texts, especially
poetry, are first of all very picturesque. It may be said that it is the poetry of thousands of colours, but
colours strictly selected and philosophically encoded.
The picturesqueness of Bunin's poetry and prose does not have analogues in the Russian literature: at
the average use of 70-90 colours formations for 10 thousand words in a text, Bunin uses 190 colours.
At the same time the colourful luxury of Bunin's language according to Vladimir Nabokov is achieved,
first of all, by its tone-painting, rhythm, laconism and the highest density of the verse.
Letting the impressions through the prism of his concept, the master creates an integral image of
heightened life, aims at painting its intensity of emotions, at reaching the superb degree of existence.
The framework of the writer's philosophic thought is the entireness of existence. This framework
includes all his poetry, plots, motifs, stories. Everything is connected with everything, everything is
mutually penetrating, everything has its meaning only in respect to the whole. It is not only ancient
logics of the mythocosmos typical for Russian philosophers and writers of various epochs, but also the
courage of the thinker to operate with such notions as «eternity», «cosmos», «life» and «death».
Love of a man and a woman obsessed with life and charmed with death, is eternal, tragic and mysterial
in Bunin's work. His contemporaries used to note «repetitions» and imitation in Bunin's works.
Yu. M. Lotman opened a new era in Bunin's studies by speaking about Bunin's modernist desire to
«rewrite» the Russian literature in its art samples.
Bunin is a realist only in artistic manner, although it is among the writers-realists of the 19th century,
where he felt at ease. But his everyday life description is anti-natural, selective and symbolic. And in
this anti-realist everyday life description Bunin was absolutely original.
Another aspect of the «Russianness» artistic concept of Bunin is the memory. It becomes the crossroads
of all the motifs of his work. Bunin himself expresses the essence of his work in words which at most cover the verges of life
«heightened by art»: «We live by all that, by what we live, only to the extent at which we understand the
price of that by what we live. Usually this price is very low: it rises only in the moments of excitement -
excitement of happiness or unhappiness, vivid consciousness of the acquisition or loss, and in moments
of poetic transfiguration of the past into memory».
These and other existential, reason-for-being questions tired pragmatic Western thinkers and especially
the European masters of arts of the 19th -20th centuries. For the natural-contemplating harmony of the
Oriental civilizations such questions were too straightforward and «humanized». Answers to them the
Russian culture gave. And these answers were secretly-mysterious, spiritual-pagan, light- sad, tragicmajeure.
Perhaps these are the questions and the answers of the borderland of civilizations.