Высшее образование в России: вызовы XXI века
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2157Author:
Ефимов, В.С.
Efimov, Valery S.
Лаптева, А.В.
Lapteva, Alla V.
Date:
2011-01Abstract:
В статье обозначены политико-социальные и экономико-технологические трансформации,
демографические, культурные процессы, которые задают рамки для реформ образования,
проводимых во многих странах мира. Понимание глубины и масштабов происходящих
процессов является необходимой основой выработки стратегии развития российского
образования. Обсуждается вопрос о будущей модели российского высшего образования, о
реализуемом через образование социально-антропологическом проекте, и правильный ответ -
это шанс для российского образования и страны в целом.
Важнейшими для образования являются постиндустриальный переход и «завершение»
социально-антропологического проекта «Просвещение», послужившего в свое время основой
массовых образовательных практик. На смену проекту«Просвещение»- «Человек знающий» -
приходят альтернативные социально-антропологические проекты: «Человек-оператор»,
«Человек креативный», «Человек мобильный». Данные социально-антропологические проекты
будут в значительной степени определять содержание и форматы образования в мире в
ближайшие 20 лет.
Обсуждаются особенности социально-экономического контекста существования высшей
школы в России. В результате реформ 90-х годов, «сжатия» индустриального сектора
экономики и расширения сектора торговли и услуг система образования, рассчитанная на
кадровое и управленческое обеспечение средне- и высокотехнологичной индустриальной
экономики, оказалась избыточной. Одновременно вхождение в мировое информационно-
культурное пространство сформировало в обществе, особенно в молодежной среде, ценности
«общества потребления» и образовательные установки, характерные для «информационного
общества» (в том числе установки на высшее образование как необходимый этап жизненного
пути).
Представлены сценарные варианты развития высшей школы в России. Основной «линией
разлома», относительно которой будут определяться сценарии трансформации российского
высшего образования, является разрыв между экономикой страны (потребностью в кадрах) и
системой подготовки кадров (структурой, содержанием и форматами образования). Данный
разрыв обусловливает высокую степень «фиктивности» и «фальсификации» образования. There are political, social, economic and technological transformations, demographic and cultural
processes, described in this article, which define the framework for education reforms in different
countries. Understanding the depth and scope of the processes is a necessary basis for development
strategy for Russian education. The question about the future model of the Russian higher education
and socio-anthropological project in education are also described, and the correct answer - it is an
opportunity for Russian education and the country as a whole. In place of the Enlightenment project -
«Knowing man» - alternative socio-anthropological projects came in: «A Man-operator», «Creative
Man», «Mobile Man». These socio-anthropological projects will determine the content and format of
education in the world in the next 20 years.
The features of the socio-economic context of higher education in Russia are discussed in this article.
«Compression» of industrial sector and the expansion of trade and services sectors, as a result of
reforms 90 years, made education system, designed for staffing and management of medium-and hightech
industrial economy, an excessive. At the same time, entering the worlds information and cultural
space formed values of «consumer society» and educational characteristic of the «information society»
in society, especially among young people (including the vision of higher education as a necessary
stage in life).
Different scenarios of development of higher education in Russia are also presented in the article.
The main «fault line», about which scenarios of transformation in Russian higher education will be
determined, is the gap between the economy (staffing requirements) and training system (in structure,
content and format of education). This gap causes a high level of «fictitious» and «falsification» in
education.