Сохранение и развитие коренных народов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1799Author:
Копцева, Н.П.
Koptseva, Natalia P.
Пименова, Н.Н.
Pimenova, Natalia N.
Резникова, К.В.
Reznikova, Kseniya V.
Date:
2010-10Abstract:
Today culture of the small groups of indigenous peoples living in the North of Krasnoyarsk region goes
through many transformations connected with globalization. Ethno-cultural groups of the northern
peoples gradually lose their unicity and identity; their languages and traditional religion die. Active
acculturation processes proceed. The Government of the Russian Federation and the administration
of RF subject, the united Krasnoyarsk region, develop legal mechanisms connected with protection of
traditional management of nature and unique culture of the northern ethnic groups.
Cultural anthropology has vast instrumental, methodical, and methodological potentials for the
study of culture of the peoples living in the North of Krasnoyarsk region. Evolutionism, diffusionism,
structural functionalism, and structural anthropology could be applied to the study of that culture.
Now Russian science has an active discussion concerning the social-demographic and cultural future
of the small groups of indigenous peoples living in the North of Krasnoyarsk region. On the one hand,
the researchers fix many socio-economic and socio-cultural problems connected with unemployment,
low income, and specific diseases; on the other hand, cultural existence of the northern ethnic groups
is impossible without original habitat and traditional ways of management of nature connected with
reindeer-breeding, fishery, hunting, and herborization.
The system model of reproduction of complex social systems (ethnocultural groups of the indigenous
peoples living in the North and Siberia) can be formed through methodology of contemporary cultural
anthropology oriented to applied research (including ethnographic field studies) and theoretical
generalization of the empirically obtained data. Культура коренных и малочисленных народов Севера, живущих на территории Красноярского
края, переживает в настоящее время целый ряд трансформаций, связанных с глобализацией.
Этнокультурные группы северных народов постепенно теряют свою уникальность и
идентичность, исчезают их языки, традиционная религия. Идут активные процессы
аккультурации. Правительство Российской Федерации и правительство субъекта Российской
Федерации - объединенного Красноярского края разрабатывают правовые механизмы,
связанные с сохранением традиционного природопользования и уникальной культуры северных
этносов.
Культурная антропология обладает большими инструментальными, методологическими и
методическими возможностями для изучения культуры северных народов Красноярского края.
Эволюционизм, диффузионизм, структурный функционализм и структурная антропология
могут быть использованы для изучения данной культуры.
В настоящее время в российской науке идет активная дискуссия, связанная с социально-
демографическим и культурным будущим коренных и малочисленных народов Севера
Красноярского края. С одной стороны, исследователи фиксируют целый ряд социально-
экономических и социально-культурных проблем, связанных с безработицей, низкими доходами,
специфическими заболеваниями, а с другой стороны, для северных этносов невозможно
культурное существование без традиционной среды обитания, без традиционных способов
природопользования, связанных с оленеводством, рыбной ловлей, охотой, сбором дикорастущих
трав.
Системная модель воспроизводства сложных социальных систем - этнокультурных групп
коренных и малочисленных народов Севера и Сибири - может быть построена с помощью
методологии современной культурной антропологии, ориентированной на прикладные (в
том числе полевые этнографические) исследования и теоретическое обобщение полученных
эмпирических данных.