Специфика электронных энциклопедий по сравнению с «печатными» энциклопедиями книжного формата
Автор:
Копцева, М. С.
Зотов, С. О.
Koptseva, Maria S.
Zotov, Stepan O.
Дата:
2025-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(4)Аннотация:
В статье проводится сравнительный анализ электронных и печатных
энциклопедий, раскрывая их эволюцию от античных компендиумов до современных
цифровых платформ. Авторы прослеживают исторический контекст: от трудов
Плиния Старшего и средневековых лексиконов до энциклопедий эпохи Просвещения
(L’Encyclopédie Дидро) и масштабных проектов XIX–XX вв. (Encyclopædia Britannica,
Брокгауз и Ефрон). Основное внимание уделено трансформации энциклопедий
в условиях цифровизации, включая появление Википедии, Stanford Encyclopedia of
Philosophy и других онлайн-ресурсов. Выделены ключевые различия между форматами:
доступность, актуальность, мультимедийность, интерактивность, достоверность
и экономические аспекты. Подчеркивается, что цифровые энциклопедии, в отличие
от печатных, обеспечивают мгновенный доступ, динамичное обновление (на примере
статей о COVID-19), интеграцию аудиовизуальных элементов и коллективное
редактирование. Однако отмечаются вызовы, связанные с проверкой информации
(многоуровневый контроль в Википедии, экспертный отбор в Scholarpedia). На примере
исследований Пенцольда, Мартенса и Панга показано, как цифровые технологии
переопределяют роли авторов, редакторов и пользователей, формируя новые модели
взаимодействия с культурным наследием. Статья подчеркивает, что электронные
энциклопедии стали не просто аналогом печатных версий, а инновационным
инструментом, трансформирующим производство, распространение и потребление
знаний в глобальном информационном обществе The article is dedicated to a comparative analysis of electronic and print
encyclopedias, tracing their evolution from ancient compendiums to modern digital platforms.
The authors explore the historical context, from the works of Pliny the Elder and medieval
lexicons to Enlightenment-era encyclopedias (Diderot’s L’Encyclopédie) and large-scale
projects of the 19th-20th centuries (Encyclopædia Britannica, Brockhaus and Efron). The
focus is on the transformation of encyclopedias in the digital era, including the emergence
of Wikipedia, the Stanford Encyclopedia of Philosophy, and other online resources. The
article highlights key differences between formats: accessibility, relevance, multimedia
integration, interactivity, reliability, and economic aspects. It emphasizes that, unlike print
encyclopedias, digital platforms provide instant access, dynamic updates (as demonstrated
by COVID-19 articles), integration of audiovisual elements, and collaborative editing.
However, challenges related to information verification are also noted, including Wikipedia’s
multi-tiered review system and expert curation in Scholarpedia. Through the research of
Pentzold, Martens, and Pang, the article illustrates how digital technologies redefine the
roles of authors, editors, and users, shaping new models of interaction with cultural heritage.
It concludes that electronic encyclopedias are not merely digital analogs of print versions
but innovative tools that transform the production, dissemination, and consumption of
knowledge in the global information society