Энциклопедия искусства как квазиобъект: взаимодействие социально-культурного контекста и энциклопедий в СССР
Автор:
Ермаков, Т. К.
Дегтяренко, К.А.
Ermakov, Tikhon K.
Degtyarenko, Ksenia A.
Дата:
2025-04Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(4). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(4)Аннотация:
Сложные взаимоотношения между отдельными компонентами социальной
системы требуют формирования новых языков описания действительности,
учитывающих целый комплекс влияний и связей между акторами. Одним из значимых
концептов подобного рода выступает понятие квазиобъекта, порождаемого сетевыми
отношениями или комплексом симбиозов, в зависимости от теоретического
основания, в котором вводится данный термин. Рассматривая советские энциклопедии
по искусству в качестве подобных квазиобъектов, следует предварительно определить
три наиболее значимые системы, с которыми они вступают во взаимодействие. Первой
выступает государственный аппарат, провоцирующий формирование нового типа
печатных изданий. Второй системой выступает наука, обеспечивающая энциклопедию
материалом, который систематизируется и преображается под давлением специфики
жанра. Третьей системой выступает социум, являющийся целевым читателем
энциклопедии. Характер взаимоотношений между данными компонентами позволяет
предполагать, что энциклопедия начинает играть роль медиатора между наукой
и социумом, чья роль заключается в формировании устойчивого множества знания,
становящегося основанием конструирования сети, поддерживающей дальнейшие
результаты научного исследования и определяющей его легитимность и истинность Complex relationships between individual components of a social system require
the formation of new languages for describing reality that take into account a whole range
of influences and connections between actors. One of the significant concepts of this kind
is the notion of a quasi-object generated by network relations or a complex of symbioses,
depending on the theoretical basis in which this term is introduced. Considering Soviet
encyclopedias on art as such quasi-objects, it is necessary to first determine the three most
significant systems with which they interact. The first is the state apparatus, provoking the
formation of a new type of printed publications. The second system is science, providing
the encyclopedia with material that is systematized and transformed under the pressure
of the specifics of the genre. The third system is society, which is the target reader of
the encyclopedia. The nature of the relationship between these components allows us to
assume that the encyclopedia begins to play the role of a mediator between science and
society, whose role is to form a stable set of knowledge, which becomes the basis for
constructing a network that supports further results of scientific research and determines
its legitimacy and truth