Образ научного прогресса в монументальном искусстве СССР: на материале анализа мозаик
Автор:
Шпак, А.А.
Копцева, М. С.
Shpak, Anna A.
Koptseva, Maria S.
Дата:
2025-02Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2025 18(2). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2025 18(2)Аннотация:
Мозаика – это сложный и трудоёмкий вид монументального искусства,
который получил широкое распространение в советский период, став важным
инструментом визуализации и популяризации ключевых ценностей и идей нового
государственного строя. Несмотря на свою значимость, искусство советской мозаики
часто остаётся недооценённым, малоизученным и забытым по ряду идеологических,
культурных и эстетических причин. Настоящая статья ставит своей целью анализ ряда
произведений, созданных в технике мозаики, с точки зрения их роли как носителей
идеалов и ценностей, характерных для эпохи их создания, а именно транслирующих
образы научного прогресса. Исследование учитывает исторический контекст,
особенности государственной идеологии и социокультурные условия времени,
когда создавались анализируемые произведения. Особое внимание уделено теме
научного прогресса, которая оставалась одной из ключевых и наиболее актуальных
на протяжении всего советского периода, отражая стремление к модернизации.
Выделяются основные темы, направления и основной период создания произведений
монументального искусства Mosaic art is a complex and labor- intensive form of monumental art that
gained widespread prominence during the Soviet period, becoming an important tool for
visualizing and promoting the core values and ideas of the new socialist state. Despite its
significance, Soviet mosaic art often remains undervalued, underexplored, and forgotten
due to a combination of ideological, cultural, and aesthetic factors. This article aims to
analyze a selection of works created in the mosaic technique, focusing on their role as
carriers of ideals and values characteristic of the era of their creation, specifically those
conveying the imagery of scientific progress. The study considers the historical context,
the features of state ideology, and the sociocultural conditions of the time in which these
works were produced. Particular attention is devoted to the theme of scientific progress,
which remained one of the most central and relevant topics throughout the Soviet period,
reflecting the drive for modernization. The article highlights the main themes, directions,
and the key period of creation for works of monumental art