Философия творчества: контуры специальной дисциплины : научное издание
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/154192Author:
Качай Илья Сергеевич
(Качай Илья Сергеевич: Сибирский федеральный университет)
Date:
2024Journal Name:
Актуальная культураСтатья из журнала. Научное издание.
Abstract:
В статье намечаются контуры основных разделов специальной философской дисциплины - философии творчества. Выделение и систематизация ключевых разделов данной дисциплины осуществляется на основе концептуальной системы онтологических, гносеологических, аксиологических, культурософских, антропологических, праксиологических, этических и эстетических аспектов творчества. Методологическим основанием предлагаемой структуры философии творчества выступают как традиционные разделы философского знания, так и инвариантные способы концептуализации сущности творчества в историко-философской ретроспективе. В работе постулируется актуальность дальнейшей разработки новых и необходимость содержательного наполнения представленных разделов философии творчества как общей теории творчества, рассматривающей исследуемый феномен в полиаспектном формате. Показано, что философия творчества должна включать в себя собственно созидательный (инновационный), познавательный (когнитивный), ценностный (значимостный), социальный (коммуникативный), культурный (традиционалистский), личностный (экзистенциальный), деятельностный (процессуальный), нравственный (духовный) и художественный (эстетический) аспекты творчества.
The article outlines the contours of the main sections of the special philosophical discipline - the philosophy of creativity. The identification and systematization of the key sections of this discipline is carried out on the basis of a conceptual system of ontological, epistemo-logical, axiological, culturosophical, anthropological, praxiological, ethical and aesthetic aspects of creativity. The methodological basis of the proposed structure of the philosophy of creativity is both traditional sections of philosophical knowledge and invariant ways of conceptualizing the essence of creativity in historical and philosophical retrospect. The article postulates the topicality of the further development of new ones and the necessity for meaningful filling of the presented sections of the philosophy of creativity as a general theory of creation, considering the phenomenon under research in a multidimensional form. In this regard, the philosophy of creativity emphasizes and synthesizes its own creative (innovative), cognitive, value (meaningful), social (communicative), cultural (traditionalist), personal (existential), activity (procedural), moral (spiritual) and artistic (aesthetic) aspects of creativity. The article outlines the contours of the main sections of the special philosophical discipline - the philosophy of creativity. The identification and systematization of the key sections of this discipline is carried out on the basis of a conceptual system of ontological, epistemo-logical, axiological, culturosophical, anthropological, praxiological, ethical and aesthetic aspects of creativity. The methodological basis of the proposed structure of the philosophy of creativity is both traditional sections of philosophical knowledge and invariant ways of conceptualizing the essence of creativity in historical and philosophical retrospect. The article postulates the topicality of the further development of new ones and the necessity for meaningful filling of the presented sections of the philosophy of creativity as a general theory of creation, considering the phenomenon under research in a multidimensional form. In this regard, the philosophy of creativity emphasizes and synthesizes its own creative (innovative), cognitive, value (meaningful), social (communicative), cultural (traditionalist), personal (existential), activity (procedural), moral (spiritual) and artistic (aesthetic) aspects of creativity.
Collections:
Metadata:
Show full item recordRelated items
Showing items related by title, author, creator and subject.
-
ПРАКСИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: СУЩНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА : доклад, тезисы доклада
Качай Илья Сергеевич (Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, Анапа, 2023)Статья посвящена изучению сущности и структуры творческого процесса с точки зрения философской и психологической наук. В исследовании рассматриваются различные методологические подходы к проблеме творчества и обосновывается ... -
Концептуальные реконструкции творчества в контексте социально-культурных изменений
Хомушку, О. М.; Кухта, М. С.; Раитина, М. Ю.; Khomushku, Olga M.; Kukhta, Maria S.; Raitina, Margarita Yu. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2022-02)В статье изложены особенности трансформации понимания творчества в контексте социально-культурной динамики. Отмечено, что сегодня творчество рассматривается как фактор социокультурных трансформаций, задающих новое качество ... -
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА : доклад, тезисы доклада
Петров Михаил Александрович; Качай Илья Сергеевич (Анапа, 2024)В статье исследуется взаимосвязь познания и творчества, выступающих онтологическим основанием образовательного процесса. Даётся сравнительная характеристика понимания специфики познания и творчества с точки зрения классического ... -
Конструирование этнокультурной идентичности в киберпространстве средствами художественных практик (на примере представленности творчества А. О. Цыбиковой в сети Интернет)
Середкина, Н. Н.; Seredkina, Natalya N. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University, 2023-11)Сегодня визуальные практики являются неотъемлемой частью контента в киберпространстве. Они же участвуют и в конструировании этнокультурной идентичности, которая приобретает в киберпространстве свои особые механизмы ко ... -
The Understanding of Creativity and its Criterions in Classical and Non-Classical Philosophy
Tomyuk, Olga N.; Томюк, О.Н. (Сибирский федеральный университет. Siberian Federal University., 2014-07)This article gives comparative analysis of approaches to understanding the creativity and its criterions in classical and non-classical philosophy. As a result of the analysis we found that rational foundations of creativity ...