Способ обеспечения навигационной безопасности для автономного необитаемого подводного аппарата
Автор:
Шостак, С. В.
Бенгард, А. В.
Дорофеев, Г. В.
Стародубцев, П. А.
Shostak, Sergey V.
Bengard, Aleksandr V.
Dorofeev, Georgiy V.
Starodubtsev, Pavel A.
Дата:
2024-09Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(6). Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies. 2024 17(6)Аннотация:
Подводная робототехника стала неотъемлемой частью исследования Мирового
океана. В частности, наиболее распространены необитаемые подводные аппараты, поскольку
с их помощью можно добраться до труднодоступных мест с минимальным участием человека.
Навигационное обеспечение играет важную роль в современной робототехнике, особенно
когда дело касается автономных необитаемых подводных аппаратов. В настоящее время для
решения задач навигационной безопасности используются активные гидролокаторы, оснащенные
приемной антенной, приемником и специальным излучателем, при этом сам излучатель должен
вращаться в нужном направлении. Целью данного исследования является разработка метода
обеспечения навигационной безопасности для автономного необитаемого подводного аппарата
с использованием пространственно-временного сигнала. Представлены модель формирования
пространственно-временного сигнала, а также выражения для реализации данного способа. Также
проведена оценка разрешающей способности по пеленгу. Полученные результаты проверены
моделированием в среде MATLAB при различных отношениях сигнал/шум Nowadays, underwater robotics is developing very fast. In particular, unmanned underwater
vehicles are the most common because they can be used to reach hard- to-reach places with minimal
human intervention. Navigation plays an important role in modern robotics, especially when it comes
to autonomous underwater vehicles. Currently, to solve navigation safety problems, active sonars are
used, equipped with a receiving antenna, a receiver and a special emitter, while the emitter itself must
rotate in the desired direction. The goal of this work is to develop a method for ensuring navigation
safety for an autonomous underwater vehicle using a spatio-temporal signal. A model for the formation
of a spatio-temporal signal, as well as expressions for implementing this method, are presented. The
bearing resolution was also assessed. The results obtained were verified by simulation in MATLAB at
various signal-to-noise ratios