Гипсовая маска из погребения 1/2021 Оглахтинского могильника: опыт комплексного изучения
EDN:
NOYVESURI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153759Автор:
Панкова, C. В.
Богма, М. В.
Григорьева, И.А.
Васильева, Н.А.
Степанова, Е. П.
Pankova, Svetlana V.
Bogma, Marina V.
Grigor’eva, Irina A.
Vasilyeva, Natalia A.
Stepanova, Elena P.
Дата:
2024-09Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(9). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(9)Аннотация:
Статья представляет результаты изучения женской погребальной маски
из захоронения таштыкской культуры на Оглахтинском грунтовом могильнике
2–3 вв.н.э. Основным в нашей работе был материаловедческий подход к изучению
маски и связанных с ней остатков. Исследование предпринято с использованием
ряда (комплекса) аналитических методов: оптической и сканирующей электронной
микроскопии, 3D‑микротомографии, ИК‑рефлектографии и ИК‑микроспектроскопии,
рентгенофлюоресцентного анализа и др. Среди основных пигментов росписи –
киноварь и гематит, первая была нанесена по сырому гипсу. В качестве добавки
в гипсовую смесь впервые идентифицированы оболочки зерен проса обыкновенного
(Panicum miliaceum L.). Отпечатки текстиля у глазниц маски проанализированы
с точки зрения вида и структуры оставившей их ткани. «Наглазники» были выполнены
из шелка простого прямого переплетения с оснóвным настилом, что подтвердилось
и сравнением отпечатков на маске с фрагментами шелковых тканей из оглахтинских
погребений. Впервые обнаружены и изучены скопления микроскопических волокон
вблизи описанных отпечатков The paper deals with a study of a death mask from the Tashtyk culture grave at
the Oglakhty cemetery, 2nd‑3rd centuries AD, and presents its results. Our main approach
was that of material science. The study was undertaken using a series of analytical methods
such as optical microscopy, scanning electron microscopy (SEM), 3D microtomography, IR
reflectography, IR spectroscopy, Raman spectroscopy, UV luminescence, X‑ray reflectometry.
Cinnabar and hematite were identified as the main pigments of the painting; the former was
applied on raw plaster, whereas the latter above dry plaster surface. Shells of the grains of
common millet (Panicum miliaceum L.) turned out to be an additive to the gypsum mixture.
Textile imprints near the eye sockets were analyzed to get an insight of the type and structure
of the fabric. Clusters of tiny fibers near the textile imprints were noticed and studied for
the first time. They are explained as remains of the silk pieces with unhemmed borders,
“cought” by liquid plaster in the process of applying it to the person’s face. The fibers
could be preserved inside the plaster due to the absence of air and mechanical influences