АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153401Автор:
Цирулькевич, Вадим Сергеевич
Научный руководитель:
Акунченко, Евгений Андреевич
Коллективный автор:
Юридический институт
Кафедра деликтологии и криминологии
Дата:
2024Библиографическое описание:
Цирулькевич, Вадим Сергеевич. АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ [Электронный ресурс] : магистерская диссертация : 40.04.01 / В. С. Цирулькевич. — Красноярск : СФУ, 2024.Специальность выпускной работы:
40.04.01 ЮриспруденцияУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
МагистрАннотация:
Тема магистерской диссертации – «Антикоррупционные стандарты поведения сотрудников правоохранительных органов». Диссертация представлена в объеме 95 страницы, включает в себя 1 таблицу, 2 иллюстрации и 197 использованных источников.
Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ.
Цель: изучение антикоррупционных стандартов поведения сотрудников правоохранительных органов.
Задачи: 1) Определить понятие и систему правоохранительных органов; 2) Выделить особенности коррупции в правоохранительных органах; 3) Рассмотреть субъективные и объективные детерминанты коррупционной преступности в правоохранительных органах; 4) Изучить антикоррупционные требования к поведению сотрудников правоохранительных органов; 5) Проанализировать антикоррупционные рекомендации к поведению сотрудников правоохранительных органов.
Практическая значимость: возможность применения теоретических и практических результатов исследования при разработке антикоррупционного законодательства.
Основные выводы и результаты исследования:
1. «Правоохранительный орган» – это специально учрежденный государственный орган, целью деятельности которого является создание условий обеспечения законности и правопорядка посредством решения закрепленных за ним задач и выполнения одной или нескольких специфических функций по охране и защите прав и свобод граждан, законных интересов общества, государства и организаций. В систему правоохранительных органов входят: Суды, Прокуратура Российской Федерации; Следственный комитет Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная таможенная служба, Министерство обороны Российской Федерации и иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению предварительного расследования (Служба внешней разведки Российской Федерации).
2. Главным отличием коррупции в правоохранительных органах от других сфер, является её способность свести к минимуму, если не полностью нивелировать, эффективность противодействия преступности и другим правонарушениям в обществе, создавать благоприятные условия для совершения преступлений, и в конечном итоге – детерминировать рост преступности и иных правонарушений.
3. Анализ современных криминологических исследований показал, что детерминационный комплекс криминальных проявлений коррупции в правоохранительных органах, составляют следующие основные группы: объективные (идеологические, социально-экономические, информационные, правовые организационно-управленческие) и субъективные детерминанты.
4. Изучение существующих антикоррупционных стандартов и научных исследований, позволили выявить ключевые аспекты, которые требуют внимания: в нормативно-правовых актах, которые установлены для сотрудников различных ведомств, а именно в статьях, отсылающих на Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отсутствует единообразие в применении конкретных норм. Отсутствие унификации антикоррупционных стандартов поведения сотрудников правоохранительных органов прослеживается и в рамках конкретизации такой категории, как: родственники и свойственники, в ситуации принятия и нахождения на службе. Нет однородности в ведомственных приказах об обязанности сотрудника правоохранительных органов сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению такого конфликта. Ввиду расхождения в понимании наличия у сотрудника правоохранительных органов судимости, данный аспект тоже можно считать проблемным. В том числе, проблемным является вопрос об обязанности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
5. Анализа антикоррупционных рекомендаций различных правоохранительных ведомств и научной литературы, позволил сформулировать следующие выводы: кодексы этики и служебного поведения, по сути, выступает сводом морально-нравственных и профессионально-этических принципов поведения, имеющим преимущественно рекомендательный характер. Данные акты в целом могут рассматриваться как одни из источников антикоррупционных стандартов поведения в правоохранительных органах. В правоохранительных органах сформированы своды антикоррупционных рекомендаций, закрепляемых как в кодексах этики, так и в методических материалах, и представлены они достаточно широко. Тем не менее, во многих кодексах этики присутствуют идентичные положения из других рекомендаций, установленных для сотрудников иных правоохранительных ведомств. Отсутствие разработанных механизмов морального воздействия на лицо, совершившее коррупционное деяние в правоохранительных органах, неминуемо влечет за собой применение (иногда безосновательное) мер юридической ответственности.
Коллекции:
- Магистерские диссертации [4085]