Родство в политически организованном обществе и правовое регулирование
Автор:
Дробышевский, С.А.
Drobyshevskii, Sergei A.
Дата:
2024-06Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(6). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(6)Аннотация:
Сформулированы принципы правового регулирования родственных
отношений для блага всякого политически организованного общества, а именно
одинаковый учет в праве интересов родственников и неродственников, а также
конкретизирующая такой учет норма, согласно которой руководить обществом
должны лучшие в этом деле, какой бы ни была их родственная принадлежность.
Показано, как эти принципы реализуются, во-первых, на древнейшем этапе
существования указанного общества в условиях вмешательства суверенной власти
в общественные отношения от случая к случаю и, во-вторых, в более поздние времена
при совершившейся институциализации суверенной власти, то есть тогда, когда
образовались ее постоянные органы. Подвергнуты критике случаи отступления
от упомянутых принципов как на практике, так и в теории. Что касается практики,
то самые способные к политическому руководству люди по праву общества охотников-
собирателей индейцев шайеннов, которое существовало в североамериканских
прериях два века назад, не допускались к членству в высшем постоянном органе
действующей здесь суверенной власти, если они являлись сыновьями его членов.
У первобытных же земледельцев и скотоводов ашанти в Западной Африке преемником
их высшего должностного лица юридически не мог стать его неродственник,
хотя бы и превосходивший родственников упомянутого чиновника в способностях
к управлению обществом. Применительно же к теории речь идет об идее Платона
о недопустимости иметь семью для руководителей сконструированного им идеального
государства. Выделены должные основные начала правового регулирования
существующей практики передачи профессии от родителей детям. Эти начала
конкретизируют отмеченные принципы правового регулирования родственных
отношений для блага всякого политически организованного общества The principles of legal regulation of kinship relations for the benefit of any
politically organized society are formulated, namely, the equal consideration of the interests
of relatives and non-relatives in law, as well as the norm specifying such accounting,
according to which the best in this matter should lead the society, whatever their kinship.
It is shown how these principles are implemented, firstly, at the earliest stage of the existence
of this society in the conditions of interference of sovereign power in public relations from
case to case and, secondly, in later times with the institutionalization of sovereign power,
that is, when its permanent bodies were formed. Cases of deviations from the mentioned
principles, both in practice and in theory, have been criticized. As for practice, the most
capable people for political leadership by the law of the Cheyenne Indian hunter-gatherer
society, which existed in the North American prairies two centuries ago, were not allowed
to join the highest permanent body of the sovereign power operating here, if they were
the sons of its members. Among the primitive farmers and pastoralists of Ashanti in West
Africa the successor of their highest official could not legally be his unrelated, even if he
surpassed the relatives of the said official in the ability to manage society. As applied to
the theory, we are talking about Plato’s idea of preventing the leaders of the ideal state he
designed from having a family. The proper basic norms of legal regulation of the existing
practice of transferring a profession from parents to children are highlighted. These rules
concretize the mentioned principles of legal regulation of kinship relations for the benefit
of any politically organized society