Визуализация культурной памяти в красноярской фотографии 1980–2000-х гг. (на материале анализа творчества Александра Кузнецова)
Author:
Сертакова, Е.А.
Sertakova, Ekaterina A.
Date:
2024-01Journal Name:
Журнал Сибирского федерального университета. 2024 17(1). Journal of Siberian Federal University.Humanities & Social Sciences 2024 17(1)Abstract:
Данная статья посвящена рассмотрению визуализации культурной
памяти в фотографических снимках, сделанных известным красноярским фотографом
Александром Кузнецовым на рубеже XX–XXI вв. Из большого разнообразия
проектов, отдельных снимков, выполненных для газеты «Красноярский рабочий»
или для себя, было выбрано несколько работ, проявляющих тему времени, истории,
памяти, культурных трансформаций. Данные фотографии рассматриваются и как
исторические документы, фиксирующие особенности времени, и как произведения
искусства, несущие более выразительный слепок культурной памяти. Опираясь
на теоретический базис трудов о культурной памяти А. Эрлл и М. Л. Шуб, о фотографии
С. Cонтаг и А. Базена, методологические принципы, обозначенные в современной
теории искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой, мы рассмотрели некоторые
фотопроизведения, показанные в рамках выставок «Река времени/Doing time» и «Время
через край». Сделан вывод о том, что в работах мастера визуализирована культурная
память определенной эпохи (Перестройки) и культурная память места (Красноярский
край как территория ссылки), выявлены ключевые образы времени и приемы, которые
«цепляют» зрителя и актуализируют в нем воспоминания о былом The article is devoted to the consideration of the cultural memory visualisation in
photographic images taken by the famous Krasnoyarsk photographer Alexander Kuznetsov
at the turn of the 20th‑21st centuries. From a great variety of projects, individual photos
taken for the newspaper “Krasnoyarskiy Rabochiy” or for himself, several works were
chosen that manifest the theme of time, history, memory and cultural transformations.
These photographs are considered both as historical documents, recording the peculiarities
of the time and as works of art, bearing more expressive impression of cultural memory.
Relying on the theoretical basis of the works on cultural memory by A. Earll and M. L. Shub,
on photography by S. Sontag and A. Bazen, methodological principles outlined in the
contemporary theory of art by V. I. Zhukovsky and N. P. Koptseva, some of the master’s
photographic works shown within the framework of the exhibitions “River of Time/Doing
Time” and “Time over the Edge” were considered. Based on the analysis, it was concluded
that the master’s works visualise the cultural memory of a certain epoch (Perestroika) and
the cultural memory of a place (the Krasnoyarsk Krai as a territory of exile), reveal key
images of the time and techniques that “hook” the viewer and actualise memories of the past