«Прощание с Ангарой» как культурная травма коллективной памяти (на материале анализа красноярского документального кино)
Автор:
Сертакова, Е. А.
Sertakova, Ekaterina A.
Дата:
2023-11Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2023 16 (11)Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению репрезентации в произведениях
документального кино культурной травмы памяти. В качестве травмирующего события
рассматривается строительство Богучанской ГЭС на реке Ангаре, повлекшее за собой
затопление более двух десятков сел и деревень Кежемского района Красноярского
края и рассредоточенное расселение местных жителей по всему региону.
Приведенная ниже работа – всего лишь один из фрагментов более масштабного
исследования культурной памяти жителей Красноярского края, зафиксированной
в разнообразных формах аудиовизуального творчества. В данной статье материалом
для исследования выступают фильмы красноярских документалистов, снятые в начале
XXI столетия. Именно в кинематографических произведениях, как и в материалах
прочих медиа, исследователи memory studies видят сегодня один из возможных
ключей к пониманию данного феномена.
В качестве материала для анализа были выбраны фильмы: «Прощай, Ангара» (2010)
и «Последний кежмарь» (2021) А. Гришакова, «Последняя рыбалка Тамары» (2014)
Э. Астраханцевой, «Река жизни» (2010) С. Мирошниченко. В результате исследования
были отмечены особенности культурной травмы жителей приангарских сел, а также
способы репрезентации, которые позволяют зафиксировать данную трагедию в памяти
не только локального сообщества, но и жителей всего региона This article is devoted to the representation of the cultural trauma of memory in documentary films. The construction of the Boguchanskaya GES on the Angara River is considered as a traumatic event, which resulted in the flooding of more than two dozen villages and hamlets in the Kezhemsky district of Krasnoyarsk Krai and the scattered resettlement of local residents throughout the region.
The following work is just one of the fragments of a larger study of the cultural memory of Krasnoyarsk Krai residents, recorded in various forms of audiovisual creativity. In this paper, the material for the study are the films of Krasnoyarsk documentary filmmakers shot in the early XXI century. It is in cinematographic works, as well as in materials of other media, that researchers of memory studies see today one of the possible keys to understanding this phenomenon.
The following films were chosen as material for analysis: “Farewell, Angara” (2010) and “The Last Kezhmar” (2021) by A. Grishakov, “Tamara’s Last Fishing Trip” (2014) by E. Astrakhantseva, “River of Life” (2010) by S. Miroshnichenko. As a result of the study, the peculiarities of the cultural trauma of the residents of the Angara villages were noted, as well as the ways of representation that make it possible to fix this tragedy in the memory not only of the local community, but also of the residents of the entire region