Фейковые новости в социальной сети «ВКонтакте»: лингвопрагматический аспект
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/149447Author:
Онопко, Оксана Сергеевна
Scientific Advisor:
Копнина, Галина Анатольевна
Corporate Contributor:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации
Date:
2021Bibliographic Citation:
Онопко, Оксана Сергеевна. Фейковые новости в социальной сети «ВКонтакте»: лингвопрагматический аспект [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / О. С. Онопко. — Красноярск : СФУ, 2021.Graduate Speciality:
45.03.01 ФилологияGraduate Program:
45.03.01.01 Отечественная филология:русский язык и литератураAcademic Degree or Qualification:
БакалаврAbstract:
Работа представлена в объёме 60 страниц, включает в себя 30 иллюстраций и 30 разоблачающих текстов, а также список использованной литературы, состоящий из 60 источников.
Актуальность данной работы заключается в том, что она выполнена в области лингвопрагматики, а исследований, посвященных лингвопрагматике текстов фейковых новостей в социальных сетях нет.
Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению прагматики и лингвокультурологического аспекта в текстах фальшивого новостного дискурса социальной сети «ВКонтакте».
Объектом данного исследования являются фейковые новости в социальной сети «ВКонтакте».
Предметом выпускной квалификационной работы выступают речевые стратегии, тактики и приёмы новостного дезинформирования в социальной сети «ВКонтакте».
Цель работы – представить лингвистическое описание коммуникативных стратегий и тактик, используемых в фейковых новостях в социальной сети «ВКонтакте».
Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:
1) изучить лингвистические особенности текстов новостной индустрии;
2) выявить критерии определения фейковой новости как жанра современной журналистики;
3) выявить и описать коммуникативные стратегии новостной индустрии в социальной сети «ВКонтакте»;
4) выявить и описать реализующие их коммуникативные тактики и используемые в них речевые приемы.
Основные выводы и результаты исследования:
Проинтерпретировано 60 новостных публикаций: 30 разоблачительных текстов и 30 фейковых иллюстраций. При изучении теоретических основ исследования выявлены признаки фейковых новостей: фальсификация общественно значимых сведений; субъективность информации; намеренная демонстрация псевдообъективности; искажение контекста или части информации; наличие приемов пропаганды; отсутствие указаний на конкретный источник информации.
Среди фейк-ньюс выявлены:1) стратегия дезинформирования, которая реализуется тактикой создания иллюзии на визуальном уровне (искажением первоначального текста; использованием надписей с превосходной степенью; сокрытием первоначального источника информации/обрезка публикации; использованием графических редакторов) и тактикой формирования определённого подтекста (оперированием статистическими данными; использованием уничижительных высказываний, ложного цитирования, формул призыва к действию, фразеологизмов; стереотипизацией; семантической мотивированностью). 2) стратегия сенсационности, реализуемая тактикой привлечения внимания аудитории фейковой новостью (с помощью стереотипизации; использования риторического вопроса, оксюморона, ложного цитирования; отклонения от закона достаточного основания; вызова удивления/ обратной связью. и тактикой дискредитации (ложного цитирования, приёма авторского присутствия, эмотивов, принципа замещения/подмены информации в области гендерной принадлежности, экономики; параллельных синтаксических конструкций, высшей степени заверения автором; семантической мотивированности).