Философский аспект музыкальных сочинений новоевропейской музыкальной традиции
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/149359Автор:
Хмельницкая, Диана Валерьевна
Коллективный автор:
Гуманитарный институт
Кафедра философии
Дата:
2020Библиографическое описание:
Хмельницкая, Диана Валерьевна. Философский аспект музыкальных сочинений новоевропейской музыкальной традиции [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 47.03.01 / Д. В. Хмельницкая. — Красноярск : СФУ, 2020.Специальность выпускной работы:
47.03.01 ФилософияОбразовательная программа выпускной работы:
47.03.01.01 Теоретико-методологический профильУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврТекст работы не публикуется.
Аннотация:
Музыкальное искусство – неотъемлемая часть мировой культуры, особая сфера духовной жизни человека, сфера, имеющая многотысячелетнюю традицию. Небывалый взлет музыкальное искусство переживает в Новое время, когда гениальные композиторы создают непревзойденные шедевры.
Задача дипломной работы состояла в том, чтобы выявить скрытые ментальные, философские интенции, стоящие за созданием музыкальных сочинений новоевропейской музыкальной традиции.
Автор дипломной работы убедительно доказывает, что философское осмысление и интерпретация музыкальных сочинений не есть лишь рассуждение, своего рода послесловие по поводу уже созданных артефактов, но является исходным импульсом для творцов-художников в процессе воплощения своего замысла в особой звуковой невербализованной форме. Иными словами, философское содержание, философская идея изначально лежат в основании музыкального творчества, музыкальный эйдос всегда реализуется в самой музыкальной форме. Именно этим обстоятельством обусловлено обращение к исследованиям по философии музыки, созданными великими философами: И. Кантом, Ф.В.Й. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем, Ф. Ницше, А.Ф. Лосевым и др. Их труды были не просто рефлексией, философским обобщением к уже написанным музыкальным сочинениям, но являлись выражением глубинных смыслосодержащих оснований музыкального творчества. Более того, философское содержание служило своего рода первообразом в процессе вынашивания композиторами своего замысла. Но существовала и обратная проекция, когда музыкальное творчество становилось источником вдохновения для философских трудов, причем не обязательно посвященных исключительно музыке и искусству, но касающихся важнейших онтологических проблем. Автору выпускной квалификационной работы удалось показать достаточно широкую картину взаимодействия, взаимозависимости собственно «музыкогенных» интенций музыкального творчества и философского содержания музыкальных произведений, не являющихся внеположными собственно музыкальным идеям.