Семиотика немецкой тетралогии Рихарда Вагнера: языковые и музыкальные коды
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148782Автор:
Модестов, Ф. А.
Куликова, Л. В.
Попова, Я. В.
Modestov, Filipp A.
Kulikova, Liudmila V.
Popova, Iana V.
Дата:
2022-11Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (11)Аннотация:
Статья посвящена комплексному описанию музыкального языка Рихарда
Вагнера как сложной семиотической системы, представляющей собой единство двух
знаковых систем, музыки и вербального языка. Для исследования знаковой природы
либретто и музыкальной партитуры на материале одного из ключевых произведений
немецкого композитора, оперной тетралогии «Кольцо нибелунга», применяется
мультимодальный аналитический подход.
Лингвосемиотический анализ монологов, диалогов, полилогов и авторских ремарок,
формирующих либретто, позволил охарактеризовать его как семиотическое
пространство взаимодействия вербальных, невербальных знаков, а также знаков
смешанного характера и выделить языковые средства их актуализации.
Музыка произведения Вагнера как семиотическая система базируется на детально
разработанном композитором принципе лейтмотивного развития, в основе которого
находится лейтмотив как доминирующий семиотический конструкт. Под лейтмотивом
в работе понимается относительно краткий музыкальный оборот, многократно
повторяющийся на протяжении музыкального произведения и служащий обозначением
или характеристикой определенного лица, предмета, явления, эмоции или отвлеченного
понятия. Анализ нотного текста партитуры тетралогии «Кольцо нибелунга» позволил
выделить знаки, репрезентируемые различными музыкальными лейтмотивами,
которые характеризуют конкретных персонажей, выражают их чувства, физические
и эмоциональные состояния, отражают взаимодействие героев, определяют сложный
символический, мифоритуальный контекст опер цикла. Кроме того, было отмечено, что в партитуре композитором применяются приемы интонационной драматургии,
связанные с изменением знаков-лейтмотивов
в структурно-семиотическом
аспекте,
выдвижением на первый план драматургического развития, предусмотренного
линией либретто The article is devoted to a detailed description of Richard Wagner’s musical language as a complex semiotic system which combines music and verbal language. The authors apply a multimodal analytic approach to study the semiotic nature of the libretto and musical score of the opera tetralogy “The Ring of the Nibelung” (“Der Ring des Nibelungen”), one of the key works of the German composer.
Linguo-semiotic analysis of monologues, dialogues, polylogues and the author’s remarks forming the libretto made it possible to characterize it as a semiotic space of interaction of verbal and non-verbal signs, as well as signs of a mixed nature, and to specify linguistic means of their realization.
The music of Wagner’s work as a semiotic system is based on the principle of leitmotif development elaborated by the composer, the leitmotif being the dominant semiotic construct. The leitmotif in the article is understood as a relatively short musical configuration, which is repeated many times throughout the musical work and serves as a characteristic of a certain person, object, phenomenon, emotion or abstract concept. The text analysis of the musical score of the tetralogy “The Ring of the Nibelung” allowed the authors to identify the signs represented by various musical leitmotifs that describe specific characters, express their feelings, physical and emotional states, reflect the interaction of characters, determine the complex symbolic, mythological and ritual context of the operas of the cycle. In addition, it was noted that in the musical score the composer uses the techniques of intonational dramaturgy associated with changing leitmotif signs in the structural-semiotic aspect, highlighting the dramatic development presupposed by the libretto line