Элементы программности в инструментальных сочинениях позднего периода Олега Меремкулова (на примере Концерта-симфонии для виолончели, фортепиано и оркестра)
View/ Open:
URI (for links/citations):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145113Author:
Найко, Н. М.
Naiko, Natalia M.
Date:
2022-01Journal Name:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (1)Abstract:
В статье раскрываются некоторые черты творческого облика
крупнейшего красноярского композитора О. Меремкулова и особенности его
поздних сочинений. Для постижения художественных устремлений и своеобразия
творчества О. Меремкулова показательным произведением является Концерт-симфония
для виолончели, фортепиано, струнного оркестра, ансамбля духовых
и ударных (2015). Жанр концерта мыслился композитором как род сочинения,
позволяющий отображать сущностные проблемы человеческого бытия, сохраняя
модус личностного высказывания «от первого лица». Это обусловило введение
эпиграфов и программных заголовков частей, которые не просто настраивают
слушателя на определенный лад, а являются элементами замысла и средствами
реализации авторских намерений.
Данные музыкального анализа, касающиеся основных интонационных
характеристик всех частей концерта, их взаимосвязей, особенностей
и направленности развития музыкального тематизма, соотносятся с возможными
интерпретациями заголовков и эпиграфов. Это позволило прийти к заключению
о своеобразной программности концерта.
Она раскрывается совокупностью средств, функционирующих на различных
уровнях, обращенных к ощущениям разных модальностей, к индивидуальному
опыту, культурной памяти, активизирующих ассоциативное мышление, образные
представления. В указанном направлении действуют не только заголовки частей
и эпиграфы, но и авторские ремарки, введенные в партитуру, привлечение
во время исполнения музыки фонограмм с природными звуками. Программность
угадывается также в процессе тематических трансформаций, отображающих
направленность эмоциональных переживаний героя, проясняющих суть какого-то образа или воспроизводящих цепь событий, соотносящихся с неким сюжетом.
Высказано предположение, что в данном сюжете реальные события, пережитые
композитором в разные периоды жизни, причудливо преломились в его сознании,
проросли в субъективном восприятии и осмыслении художественных образов
мировой культуры. В диалоге с авторами прошлых веков композитор вышел
на новый уровень обобщения, запечатлев свои идеи и чувства в интонационной
форме. Это обусловило оригинальность и уникальную органичность Концерта-симфонии This article reveals some aspects of the creative identity and later works of the greatest Krasnoyarsk composer O. Meremkulov. To understand the artistic aspirations and originality of O. Meremkulov’s works, his Symphony Concerto for Cello, Piano, String Orchestra, Percussion and Wind Ensemble (2015) is an illustrative piece of art. The concerto genre was conceived by the composer as a composition showing the essential problems of human existence, preserving the modus of a personal statement «in the first person». This has led to the introduction of epigraphs and programme titles of parts that not only tune the listener in a certain way, but are elements of concept and means of realising the author’s intentions.
The musical analysis regarding the main intonational characteristics of all parts of the concerto, their relations, aspects and orientation of the development of musical thematism are correlated with possible interpretations of titles and epigraphs. This made it possible to come to the conclusion about the original programme music of the concerto.
It is revealed by a combination of means functioning at various levels, addressing the sensations of different modalities, individual experience, cultural memory, as well as activating associative thinking and figurative representations. Not only part titles and epigraphs work in this respect, but also the author’s remarks introduced into the musical score and audio records with natural sounds during the performance. Programme music is also recognised in the process of thematic transformations that reflect the orientation of the Hero’s emotional experiences clarifying the essence of a certain image or reproducing a chain of events related to a certain plot.
It has been suggested that this plot bizarrely refracts in the composer’s mind the real events experienced by him during different periods of life, sprouted into the subjective perception and understanding of artistic images of world culture. In his dialogue with the authors of past centuries, the composer reached a new level of generalisation, thereby capturing his ideas and feelings in an intonational form. This has led to the originality and unique harmony of the Symphony Concerto