Педагогические смыслы цифрового обучения в условиях пандемии Covid‑19: анализ кейсов отдельных восточно-европейских стран
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144275Автор:
Койнова-Цёльнер, Ю.
Калимуллин, А.
Господинов, Б.
Прохазка, М.
Васильева, Л.
Koinova- Zoellner, Julia
Kalimullin, Aydar
Gospodinov, Boncho
Procházka, Miroslav
Vasilieva, Liudmila
Дата:
2021-09Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2021 14 (9)Аннотация:
В условиях пандемии Covid‑19 университетское педагогическое
образование столкнулось с большими проблемами реализации процесса обучения.
Образовательные процессы стали возможны лишь с помощью цифровых
технологий. Вынужденное развитие цифровых технологий и новый уровень
доступности к образовательным ресурсам открыли новые возможности для
обучения и создания новых дидактических сценариев. Постепенное возобновление
работы учебных заведений после начала пандемии Covid‑19 сопровождается
многочисленными задачами, которые бросают новый вызов основным участникам
учебного процесса. Имеет ли смысл преподавателям и будущим учителям учиться
дальше работать с цифровыми технологиями и создавать новые форматы обучения
для своих будущих учеников? Для развития университетского педагогического
образования и формирования осознанного отношения к цифровой дидактике нужно
определить не только вызовы, но и педагогические смыслы пандемии Covid‑19
как эпохального события в образовании. Неосознанное и «отрывное» восприятие
актуальных цифровых трансформаций в образовательной политике высшего
педагогического и школьного образования тормозит развитие педагогического
университетского образования и снижает роль учителя в обществе. Для решения поставленных целей используется компаративный анализ кейсов педагогического
образования пяти восточно-европейских
университетов. Анализ нацелен
на проверку сформулированных гипотез с использованием индуктивного метода
исследования In the context of the Covid‑19 pandemic, teacher education at universities has faced great problems concerning the teaching-learning practice. Educational processes have become possible only with the help of digital technologies. The development of digital technologies and the new level of accessibility to educational resources have opened up new ways for teaching and learning and the creation of new didactic scenarios. The reopening of educational institutions after the Covid‑19 is followed by many tasks that challenge the main actors in the teaching-learning process in a new way. The authors reflect on whether it makes sense for teachers and future teachers to continue learning how to work with digital technologies and create new learning formats for their students. In order to develop teacher education at universities and serious attention to digital didactics, not only the challenges but also the pedagogical senses of the Covid‑19 pandemic need to be identified. The unconscious and «detached» perception of current digital transformations in educational policy, higher teacher education and school education hinders the development of teacher education at the university and decreases the role of the teacher in society. A comparative analysis of cases of teacher education from five Eastern European universities is used to address these goals. The analysis aims to examine the hypotheses stated with inductive reasoning