Показать сокращенную информацию

Morosanova, Varvara I.en
Bondarenko, Irina N.en
Fomina, Tatiana G.en
Velichkovsky, Boris B.en
Моросанова, В. И.ru_RU
Бондаренко, И. Н.ru_RU
Фомина, Т. Г.ru_RU
Величковский, Б. Б.ru_RU
2021-10-01T05:33:37Z
2021-10-01T05:33:37Z
2021-09
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144201
Mastering the mother tongue at school is essential for both academic and life success. It depends on many factors, including self-regulation, i. e. the ability to control one’s thoughts and behaviour. In this study, we assess the influence of conscious self-regulation, executive functions (inhibition, switching, working memory updating, and error monitoring and control) and intelligence on Russian language competences and Russian language annual grade in a group of Russian middle school children. Through structural equations modelling, we found that both categories of regulatory predictors, i. e. conscious self-regulation and executive functions, are related to academic performance in the native language. Both predictors make an indirect contribution to the annual grade in the Russian language. In the case of self-regulation, fluid intelligence acts as a mediating variable. Executive functions influence the annual grade through language competences, which also significantly contribute to the general performance. Executive functions also have an impact on self-regulation, confirming their status as the neurocognitive basis of self-regulation. Of the self-regulatory functions, Goal Planning, Modelling, Results Evaluation, and regulatory personality traits of Flexibility and Initiative have the greatest impact on the native language academic performance. We revealed the effect of «excessive flexibility», that is, an increase in number of errors at high values of the executive function Switching attention. Links to recent findings as well as directions for future research are discussed. The results can be used to improve academic performance in native language and emphasize the importance of developing conscious self-regulation at schoolen
Овладение родным языком в школе имеет определяющее значение как для академической, так и для жизненной успешности. Этот процесс зависит от многих факторов, включая саморегуляцию как способность сознательно ставить цели и управлять их достижением. В исследовании мы оцениваем влияние осознанной саморегуляции, исполнительных функций (торможение, переключение, обновление рабочей памяти, мониторинг и контроль ошибок) и интеллекта на языковые компетенции и годовую оценку по русскому языку в группе учеников российской средней школы. С помощью моделирования структурными уравнениями мы обнаружили, что обе категории регуляторных предикторов, т. е. осознанная саморегуляция и исполнительные функции, связаны с успеваемостью по родному языку. Оба предиктора вносят опосредствующий вклад в годовую оценку по русскому языку. В случае саморегуляции опосредующей переменной выступает флюидный интеллект. Исполнительные функции влияют на годовую оценку через языковые компетенции, от которых она, в свою очередь, значимо и непосредственно зависит. Исполнительные функции также оказывают влияние на саморегуляцию, подтверждая статус ее нейрокогнитивных оснований. Из компонетнов осознанной саморегуляции наибольшее влияние на академическую успеваемость по родному языку оказывают Планирование целей, Моделирование значимых для достижения целей условий, Оценка результатов и регуляторные личностные качества Гибкости и Инициативы. Выявлен эффект «чрезмерной гибкости», то есть увеличения числа ошибок при высоких значениях исполнительной функции Переключения внимания. Результаты обсуждены в контексте полученных ранее данных, а также обозначены направления дальнейших исследований. Полученные результаты могут быть использованы для повышения успеваемости по родному языку; они также подчеркивают значимость развития осознанной саморегуляции у школьниковru_RU
enen
Сибирский федеральный университет. Siberian Federal Universityen
conscious self-regulationen
executive functionsen
intelligenceen
language competencesen
native languageen
осознанная саморегуляцияru_RU
исполнительные функцииru_RU
интеллектru_RU
языковые компетенцииru_RU
русский языкru_RU
Executive Functions and Сonscious Self-Regulation as Predictors of Native Language Learning Success in Russian Middle School Childrenen
Исполнительные функции и осознанная саморегуляция как предикторы успешности обучения русскому языку в средней школеru_RU
Journal Articleen
Morosanova, Varvara I.: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Moscow, Russian Federationen
Bondarenko, Irina N.: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Moscow, Russian Federation; ORCID: 0000-0001-5539-1027en
Fomina, Tatiana G.: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Moscow, Russian Federation; tanafomina@mail.ru; ORCID: 0000-0001-5097-4733en
Velichkovsky, Boris B.: Lomonosov Moscow State University Moscow, Russian Federation; Moscow State Linguistic University Moscow, Russian Federation; ORCID: 0000-0001-7823-0605en
Моросанова, В. И.: Психологический институт Российской академии образования Российская Федерация, Москваru_RU
Бондаренко, И. Н.: Психологический институт Российской академии образования Российская Федерация, Москваru_RU
Фомина, Т. Г.: Психологический институт Российской академии образования Российская Федерация, Москваru_RU
Величковский, Б. Б.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, Москва Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, Москваru_RU
1342–1354ru_RU
10.17516/1997-1370-0824
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2021 14 (9)en


Файлы в этом документе

Thumbnail

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию