Речевой жанр «утешение» в русской монашеской эпистолярной словесности ХХ века
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/143994Автор:
Буравлева, Арина Кирилловна
Научный руководитель:
Смолина, Анджелла Николаевна
Коллективный автор:
Институт филологии и языковой коммуникации
Кафедра русского языка и речевой коммуникации
Дата:
2021Библиографическое описание:
Буравлева, Арина Кирилловна. Речевой жанр «утешение» в русской монашеской эпистолярной словесности ХХ века [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 45.03.01 / А. К. Буравлева. — Красноярск : СФУ, 2021.Специальность выпускной работы:
45.03.01 ФилологияОбразовательная программа выпускной работы:
45.03.01.01 Отечественная филология:русский язык и литератураУчёная степень или квалификация, на которую выполнена работа:
БакалаврАннотация:
Выпускная квалификационная работа представлена в объёме 100 страниц, включает в себя список источников иллюстративного материала - 7 пунктов, а также список использованной литературы, состоящий из 86 наименований.
Цель: заключается в выявлении идейно-содержательной и стилистической специфики функционирования этикетного речевого жанра «утешение» в русской монашеской эпистолярной словесности XX века.
Задачи: 1) с опорой на идейно-содержательную составляющую исследуемых текстов обосновать выделение специфического речевого жанра «духовное утешение»; 2) представить содержательные типы речевого жанра «духовное утешение»; 3) рассмотреть лексические способы выражения речевого жанра «духовное утешение»; 4) выявить морфологические способы выражения речевого жанра «духовное утешение»; 5) показать лингвостилистическую роль религионимов в исследуемых текстах; 6) обозначить элокутивную специфику речевого жанра «духовное утешение»; 7) рассмотреть основные функции речевого жанра «духовное утешение».
Актуальность выбранной темы объясняется обращенностью к активно развивающейся теории церковно-религиозного стиля, встраивание в его жанровую систему в малой степени исследованного речевого жанра «утешение». Обусловливает актуальность исследования и его включенность в разработку теории эпистолярной словесности (труды А. В. Курьянович, Н. В. Понырко, Н. И. Белуновой, Т. Г. Рабенко, Т. П. Акимовой и др.), в изучение активно исследуемой в наши дни монашеской культуры, в частности монашеской словесности (работы А. В. Моргачевой, И. Н. Ружинской, Е. В. Ткачева, Н. А. Хафизовой, иеромонаха Симеона (Томачинского) и др.), в развитие теории русского речевого этикета (научные изыскания А. И. Бирюлиной, Л. Р. Дускаевой, И. Е. Герасименко, А. А. Ресенчук, М. Ю. Рябовой и др.).
Основные выводы и результаты исследования:
Духовное утешение является особой жанровой формой, обладающей рядом существенных отличий идейно-содержательного, лексического и фигуративно- тропеического характера и отражающей теоцентрическое мировоззрение авторов, использующих эту форму.
Было выделено девять основных содержательных типов духовного утешения. Основными религиозными идеями, воплощающимися в духовном утешении, становятся составляющие основу философского учения исихазма идеи любви к Богу, Божиего утешения, обожения, спасения, терпения, молитвенного делания, смирения. К основным особенностям функционирующего в русской монашеской эпистолярной словесности утешения относится использование религионимов. Ведущими морфологическими способами выражения утешения в исследованных текстах становятся фразы, сформированные глаголами в повелительном наклонении, соответствующие по содержанию коммуникативной ситуации. К тропеическим особенностям духовного утешения относится использование эпитетов, метафор и сравнений религиозно-христианского свойства. К фигуративным особенностям духовного утешения относится использование различного вида повторов, перечисления, восклицательных конструкций, парцелляции. Основные функции духовного утешения следующие: гармонизации общения, дидактическая, синдикативная, аксиологическая, эстетическая.
Перспективы дальнейшего исследования: изучение специфики функционирования речевого жанра «утешение» в других функциональных стилях русского языка, исследование других речевых жанров в эпистолярии писателей-монахов.