Христианизация и коренное население Хакасско-Минусинского края: проблемы трансформации
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/143756Автор:
Асочакова, В. Н.
Чистанов, М. Н.
Чистанова, С. С.
Asochakova, Valentina N.
Chistanov, Marat N.
Chistanova, Svetlana S.
Дата:
2021Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2022 15 (5)Аннотация:
Трансформация коренного населения Хакасско-Минусинского
края
подразумевает изменение кочевого образа жизни оседлым. Фактором, повлиявшим
на смену образа жизни, явилась христианизация.
Статья предлагает шестиэтапную периодизацию процесса христианизации Сибири,
анализ архивных материалов, показывающих изменения в верованиях и бытовых
религиозных привычках хакасов, в отношении к духовенству и русскоязычному
населению.
В заключение авторы рассматривают причины формирования религиозного
синкретизма. Хакасы формально принимали православную веру, продолжая обращаться
к шаманам при необходимости. Авторы рассуждают на тему неприятия православия
в быту, раскрывают различия и общие черты христианского учения и религиозных
представлений хакасского народа. Например, христианство провозглашало идею
господства человека над природой, хакасское мировоззрение исходило из равноправия
всего живого. Но часть библейских заповедей соответствовали традиционным
представлениям хакасов о жизни, именно они способствовали взаимному усвоению
религиозных представлений.
Дальнейшее развитие темы трансформаций коренного населения Хакасско-Минусинского
края предполагает изучение влияния христианизации на язык,
нерелигиозные бытовые обряды. Материалы представленной статьи позволяют
сделать вывод, что к изменению образа жизни привела не только религиозная политика
России, но и миграция русскоязычного населения The transformation of the indigenous population of the Khakass-Minusinsk Territory implies a change from the nomadic lifestyle to the sedentary. Christianization was the factor that influenced the change in lifestyle significantly.
The article proposes a six-stage periodization of Christianization of Siberia, an analysis of archival materials showing changes in the beliefs and everyday religious habits of the Khakasses, in relation to the clergy and the Russian-speaking population.
In conclusion, the authors consider the reasons for the formation of religious syncretism. The Khakasses formally adopted the Orthodox faith, continuing to turn to shamans when necessary. The authors discuss the topic of rejecting Orthodoxy in everyday life; reveal the differences and common features of Christian teaching and religious beliefs of the Khakass people. For example, Christianity proclaimed the idea of human domination over nature, the Khakass worldview believed in the equality of all living creatures. However, some of the biblical commandments corresponded to the traditional views of the Khakass people about life; they contributed to the mutual assimilation of religious ideas.
Further development of the topic of the indigenous population transformations at the Khakass-Minusinsk Territory involves the study of the Christianization influence on the language and non-religious everyday rituals. The materials of this article allow us to conclude that not only the religious policy of Russia, but also the migration of the Russian-speaking population led to changes in the lifestyle