Особенности формирования ценностей у студентов современных российских университетов
Скачать файл:
URI (для ссылок/цитирований):
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/141356Автор:
Хребтов, М. Я.
Березюк, С. В.
Khrebtov, Mikhail Ya.
Berezyuk, Svetlana V.
Дата:
2021-06Журнал:
Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences; 2021 14 (6)Аннотация:
Актуальность исследования определяется социально-культурной сложностью образовательного пространства современных российских университетов. Цель статьи – провести анализ особенностей формирования ценностей студентов современных российских университетов. Для реализации этой цели необходимо также выполнить апробацию одной из возможных методик измерения ценностных установок студентов российских университетов, основанную на анкетировании с применением авторского опросника.
Использованы методы полевой работы в университетах регионов Сибирского федерального округа с помощью on-line-технологий: анкетирования и статистической обработки полученных данных. Был применен метод критического анализа современных педагогических концепций. Для выявления статистических закономерностей и корреляций результатов полевого исследования использовали лицензионное программное обеспечение IBM SPSS.
Проведено анкетирование и обработано 504 анкеты студентов бакалавриата и магистратуры университетов Красноярского края, Республики Тыва, Томской области, Иркутской области, Республики Хакасия, Новосибирской области, Омской
области, Алтайского края. Зафиксированы особенности формирования ценностей,
связанные с ценностью коммуникаций: 1) вопреки стереотипам о преобладании
ценностей виртуального общения в определенных возрастных категориях
студентов всего 2,7 % предпочитают исключительно виртуальное общение.
Достаточно высока доля респондентов, которые предпочитают непосредственное
общение с людьми – 42,6 %. В возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля чуть
меньше и составляет 40,7 %. Исключительно виртуальные коммуникации в этой
возрастной категории выбирают 2,1 % респондентов; 2) изменяются символические
медиаторы ценностной среды студентов: для 78,6 % студентов преимущественным
местом для их свободного времяпровождения являются торгово-развлекательные
центры, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля возрастает до 80,4 %;
одновременно библиотеки снижают свое влияние на ценностные представления
студентов: лишь 16,5 % респондентов посещают библиотеки в свободное время,
в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля незначительно выше и составляет
16,6 %; среди социальных сетей для российских студентов значение символического
медиатора наиболее высоко у социальной сети «Вконтакте»: 94,2 % респондентов
всех возрастных категорий используют данную сеть для своих коммуникаций;
в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля еще больше и составляет 96,3 %;
3) изменяется технологическая база для формирования ценностных представлений
студентов, интернет-технологии
используют как для развлечения, так и для чтения
книг 59,5 % студентов, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля существенно
преобладает и составляет 64 %.
Особенности формирования ценностных представлений студентов необходимо
учитывать при разработке оценочных средств для универсальной компетенции
«многообразие культур», в том числе включить исследовательскую компоненту
в соответствующие оценочные процедуры The relevance of the study is determined by the socio-cultural complexity of the educational space of modern Russian universities. The purpose of the article is to analyze the peculiarities of values formation among students of modern Russian universities. To achieve this goal, it is also necessary to test one of the possible methods for measuring the value attitudes of Russian university students based on a questionnaire using the author’s list of questions.
The methods of field work in the universities of the regions of the Siberian Federal District with the help of on-line technologies: questionnaires and statistical processing of the data obtained were used. The method of critical analysis of modern pedagogical concepts was applied. Licensed IBM SPSS software was used to identify statistical patterns and correlations of field study results.
504 questionnaires of undergraduate and graduate students of the universities of the Krasnoyarsk Krai, the Republic of Tuva, the Tomsk Oblast, the Irkutsk Oblast, the Republic of Khakassia, the Novosibirsk Oblast, the Omsk Oblast, and the Altai Krai were surveyed and processed. The features of values formation related to the value of communications have been recorded: 1) contrary to the stereotypes about the prevalence of the values of virtual communication in certain age categories of students, only 2.7 % prefer exclusively virtual communication. The share of the respondents who prefer direct communication with people is quite high – 42.6 %. In the age group from 17 to 24 years, this share is slightly less and amounts 40.7 %. Exclusively virtual communications in this age category is chosen by 2.1 % of the respondents; 2) the symbolic mediators of the value environment of students are changing: for 78.6 % of students shopping and entertainment centers are preferred places for spending their free time, in the age group from 17 to 24 years this share rises to 80.4 %; at the same time, libraries reduce their influence on the value perceptions of students: only 16.5 % of the respondents visit libraries in their free time, in the age group from 17 to 24 years this share is slightly higher and amounts 16.6 %; among social networks, the social network Vkontakte has the highest value of a symbolic mediator for Russian students: 94.2 % of the respondents of all age categories use this network for communications; for the age group from 17 to 24 years this share is even higher and amounts 96.3 %; 3) the technological base for the formation of students’ value perceptions is changing, Internet technologies are used both for entertainment and for reading books by 59.5 % of students, in the age category from 17 to 24 years this share significantly prevails and amounts 64 %.
The peculiarities of the formation of students’ value ideas must be taken into account when developing evaluative tools for the universal competence «diversity of cultures», among other things including the research component in the corresponding evaluation procedures